Задания и методические указания по проведению практических занятий
№ | Содержание | Кол-во часов. | Семестр |
Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента». Доклады по подготовленным рефератам на тему: «Развитие стратегического менеджмента как области научных знаний» и их обсуждение. | 1,0 3,0 | ||
Формулирование миссии и целей организации | 3,0 | ||
Анализ внутреннего состояния организации. Анализ внешней среды | 5,0 | ||
4. | Тестирование (промежуточный контроль) | 1,5 | |
5. | Стратегический выбор. Определение стратегических вариантов. Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора. Виды стратегий. | 3,0 | |
6. | Матричный анализ хозяйственного портфеля компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие) | 3,0 | |
Выбор стратегии развития компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие) Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт. | 3,0 | ||
Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт | 3,0 | ||
9. | Тестирование (итоговый контроль) | 1,5 | |
Итого | 24,0 |
План и содержание практически занятий для студентов дневной формы обучения
План и содержание практически занятий для студентов заочной формы обучения.
№ | Содержание | Кол-во часов. | Курс |
Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента». | 0,5 | ||
Формулирование миссии и целей организации. | 0,5 | ||
Анализ внутреннего состояния организации. Анализ внешней среды | 1,5 | ||
Стратегический выбор Определение стратегических вариантов Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора Виды стратегии | 1,5 | ||
Матричный анализ хозяйственного портфеля компании | |||
Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт | 3,0 | ||
Итого | 8,0 |
Занятие №1 (продолжительность 4 часа)
1.Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента» ( 1 час).
2.Доклады по подготовленным рефератам на тему: «Развитие стратегического менеджмента как область научных знаний» и их обсуждение (3 часа).
При изложении подготовленного материала необходимо дать краткую характеристику той или иной школы в следующей последовательности:
-основоположники;
-отрасли знаний, ставшие источниками основных работ основоположников школы;
-сторонники школы (типы людей, разделяющие позиции школы);
- ключевые понятия, присущие той или иной школе (соответствие, формализация, анализ, предвидение, фреймы, обучение, овладение, объединение, преодоление, интеграция);
-девиз школы;
-определение стратегии;
-роль руководства в разработке стратегии;
-описание стратегического процесса ( основа процесса, основные действующие силы, характер и темпы изменений стратегий, отношение к организации и внешней среде, наиболее подходящие ситуации и стадии применения).
При обсуждении рефератов следует :
-обратить внимание на то, что каждая из десяти школ сугубо индивидуально рассматривает процесс разработки стратегии;
- объяснить причину появления такого количества школ;
- объяснить какие из десяти школ теоретические положения являются наиболее приемлемыми с практической точки зрения.
- рассмотреть проблемы использования стратегического менеджмента в современных условиях.
Занятие № 2 (продолжительность 3 часа).
1.На занятиях следует уделить внимание содержанию понятия «миссия» организации и определить, как наличие или отсутствие сформулированной миссии влияет на деятельность компании. Используя электронный учебник «Стратегический менеджмент» (серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие» раздел «Место стратегии в управлении предприятием) необходимо проанализировать миссии представленных организаций и попытаться самостоятельно определить миссию какой-либо организации.
2. Обсуждение и анализ миссии, видения и целей организаций по ситуационным задачам 1-4.
Занятие № 3 (продолжительность 5 часа).
1.На занятиях необходимо уделить внимание факторам формирования внешней среды организации, а также факторам внутренней среды организации, определяющих ее конкурентные позиции (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент»,серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие»,раздел «Стратегический анализ»).
2.Проведение анализа влияния вышеназванных факторов на конкретных ситуациях, которые студенты должны были изучить в процессе самостоятельной работы. (ситуации 1-4,6).
3.Просмотр и обсуждение видеокурса по теме «Разработка стратегии развития. Эффективное управление российскими компаниями». Видеокурс позволяет:
- повысить эффективность усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и задействования визуального канала восприятия;
-получить комплексное представление о проблемах российский предприятий и действенных методах решения практических задач;
-овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективного управления деятельностью предприятия;
-разнообразить учебный процесс, сделать его более наглядным и доступным;
-повысить эмоциональную вовлеченность участников обучения, снять психологические барьеры, упростить понимание и запоминаемость материала студентами.
Занятие № 4 (продолжительность 1,5 часа).
Проведение промежуточного контроля знаний по темам: «Введение в стратегический менеджмент» и «Анализ внутренней и внешней среды организации (см. вопросы по темам в разделе самостоятельная работа).
Занятие 5 (продолжительность 3 часа).
1.При подготовке к занятиям студенты должны ознакомиться с
методикой составления стратегических карт, выбрать отрасль, определить список характеристик, отличающих организации отрасли друг от друга; отобрать две характеристики, отвечающие определенным требованиям и нанести организации на карту с двумя переменными. В результате анализа стратегической карты студенты должны оценить положение на рынке конкурирующих организаций и тенденции конкурентной борьбы.
2. Оценка конкурентной силы компании. Для этого необходимо выбрать ключевые факторы успеха в конкретной отрасли (6-10 показателей) , определить вес каждого показателя , оценить организацию и ее конкурентов по каждому показателю и рассчитать взвешенную общую оценку по организации и ее конкурентам.
Занятие № 6 (продолжительность 3 часа).
При подготовке к данному занятию студентам необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой по данной теме и получить четкое представление о методах портфельного анализа. В процессе решения конкретной ситуационной задачи следует отработать навыки использования матричного анализа хозяйственного портфеля для оценки текущей и будущей конкурентной позиции компании, разработки мер по стабилизации и улучшению конкурентной позиции.
( см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие)
Занятие № 7 (продолжительность 3 часа).
Выбор стратегии развития компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие).
Занятие № 8 (продолжительность 3 часа).
Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегической карты на примере авиакомпании Х.
Основные этапы.
1. Определение миссии авиакомпании - «Мы безопасная и надежная компания для деловых людей».
2. Определение видения - «Мы хотим во всех отношениях быть профессиональной организацией, такой, которую потребители предпочтут всем другим, отправляясь в деловую поездку в любой из регионов, где мы работаем. Мы хотим достичь этого с помощью:
-достижения превосходных финансовых результатов и роста прибыльности, а также успешного выведения на рынок инновационных товаров и услуг;
-предоставления нашим потребителям высококачественных услуг и создания имиджа, способствующего занятию ведущей позиции на мировом рынке авиаперевозок для деловых людей;
-соблюдения лучшего, чем у конкурентов, графиков вылета и посадки самолетов, создания вдохновляющей рабочей обстановки, стимулирующей командный дух, открытое общение и процессное мышление;
-непрерывного развития нашего человеческого потенциала, конкурентоспособных навыков и способностей.
Для того, чтобы быть самой безопасной и надежной авиакомпанией для деловых людей, все в нашей организации будет подчинено задаче достижения максимально высоких результатов с помощью мотивированных и заботливых сотрудников».
3. Определение ключевых факторов успеха:
- высокие финансовые результаты и рост прибыльности;
- ведущая позиция на мировом рынке;
- первая компания, о которой вспоминают, когда надо лететь в командировку;
- высококачественные услуги;
- имидж;
- безопасность и надежность;
-своевременный вылет и прибытие самолетов;
- командный дух;
- система мотивации сотрудников;
- успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг;
-непрерывное развитие человеческого потенциала;
- конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников;
- открытые коммуникации;
- процессное мышление.
4.Определение стратегических целей для каждого ключевого фактора успеха.
Ключевой фактор успеха | Стратегическая цель |
Высокие финансовые результаты и рост прибыльности | Максимизация акционерной стоимости; -повышение доходов; -повышение притока денежных средств. |
Ведущая позиция на мировом рынке | Увеличение доли рынка; -присутствие на мировом рынке; -дальнейшее проникновение на мировой рынок пассажирских авиаперевозок для деловых людей. |
Первая компания о которой вспоминают, когда надо лететь в командировку | Высокая степень удовлетворенности потребителей качеством продукции ,услуг и уровнем подготовки сотрудников. |
Высококачественные услуги | Большая степень доверия со стороны потребителей к предоставляемым услугам. |
Имидж | Поддержание устойчивого имиджа безопасной и надежной авиакомпании. |
Безопасность и надежность | Оптимальная безопасность и надежность. |
Своевременный вылет и прибытие самолетов | Сокращение числа задержек вылетов и посадок. |
Командный дух | Менеджеры, выполняющие роль коучей; -эффективная командная работа. |
Система мотивации сотрудников; | Повышение степени удовлетворенности сотрудников. |
Успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг | Новые разработки в сфере продукции и услуг. |
Непрерывное развитие человеческого потенциала | Повышение производительности труда. |
Конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников | Повышение компетентности менеджеров; -совершенствование навыков продаж персонала сферы маркетинга; -совершенствование возможностей доступа к стратегической информации; -организационная культура, ориентированная на запросы потребителя. |
Открытые коммуникации | Открытость и честность при обмене информацией. |
Процессное мышление | Активное участие в работе команды по совершенствованию каждого из ее участников. |
5.Построение стратегической карты.
6.Разработка показателей результативности для каждой стратегической цели. Для каждой стратегической цели разрабатывается 2-3 показателя. Показатель результативности представляет собой единицу измерения , связанную с ключевым фактором успеха и стратегической целью. Это стандарт, позволяющий количественно оценить степень достижения стратегической цели.
7.Выбор стратегий, направленных на совершенствование деятельности организации (сокращение, снижение издержек, дифференциация. увеличение скорости бизнес-процессов и др. )
Занятие № 9 (продолжительность 1,5 часа).
Тестирование (итоговый контроль)