Основы и источники власти
Руководство — это функция менеджмента, заключающаяся в воздействии на отдельных лиц и на их группы, с тем чтобы побуждать их работать на достижение целей организации.
Термин «руководство» имеет два смысловых значения: сами менеджеры и их деятельность по управлению.
В отличие от понятия «управление», которое характеризует воздействие на всю организационную систему, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.
Что нужно для того, чтобы эффективно руководить? Попробуем разобраться с основными понятиями и категориями, необходимыми для понимания роли менеджера как руководителя определенного коллектива людей.
Власть и лидерство
Власть — это потенциал. Она существует не только тогда, когда применяется. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.
Власть — это способность оказывать влияние на поведение людей.
Интересно, что не только руководитель имеет власть над подчиненными, но и подчиненные имеют власть над руководителем. Но это разная власть, поскольку власть предполагает доминирование и подчинение.
Понятие власти тесно связано с понятием лидерства. Лидерство является одним из самых эффективных механизмов реализации власти в группе.
В чем отличие!' менеджера и лидера? Говоря слонами Питера Ф. Друкера и Уоррена Бенниса, менеджмент нацелен на то, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на то, чтобы люди делали правильные вещи. Еще говорят, что от менеджмента зависит производительность при подъеме по лестнице Урпеха, а лидерство определяет, к той ли стене приставлена лестница.
В книге С, Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», названной газетой «Нью-Йорк Тайме» «международным бестселлером № 1», приводится следующий пример.
Представьте, себе: группа людей пробирается сквозь джунгли, прорубая просеку с помощью мачете, Это производители, они решают проблему. Они прокладывают дорогу сквозь заросли.
За их спинами — менеджеры, те, кто управляет производством. Они затачивают мачете, выпускают правила, пособия и инструкции, организуют программы по восстановлению мускульной силы, предлагают технологические новшества, разрабатывают производственные графики и планы материального стимулирования для работни- ков.
Лидер — тот, кто взобравшись на самое высокое дерево, оценивает всю ситуацию в целом и кричит: «Это не те джунгли!»
Лидерство — это возможность влияния на поведение людей, определяемая личными качествами человека и его подходом к общению.
В коллективе возникают различные отношения: начальник — подчиненные и лидер — последователи. Замечательно, когда менеджер в организации обладает лидерством, тогда его руководство становится наиболее эффективным.
Подведем итоги. Власть — это возможность влияния на поведение людей либо посредством лидерства, либо в силу должности, либо с помощью аппарата принуждения. Почему люди имеют власть?
Основы и источники власти
Имеются следующие источники власти в организации. Власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину и форму наказания, которое может быть к ним применено. Он дозировано использует страх и принуждение», потому что от них зависит множество потребностей.
Например, страх потерять работу свойствен многим. Стpax может быть направлен не на материальные интересы, а на статусные факторы, например боязнь потерять авторитет.
Власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом. Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на людей.
Власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением. Но надо помнить, что все люди — индивидуальности и то, что одному представляется ценным, может не подойти другому.
Экспертная власть существует, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний. Менеджер обычно овладевает этой властью благодаря энциклопедическим знаниям, накопленному опыту, профессиональным достижениям. Чем больше эти достижениями чем более они явны, тем большей власти добивается руководитель.
Эталонная власть — это власть примера. Она возникает тогда, когда личность лидера настолько привлекательна для окружающих, что они хотят во всем на него походить. Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом, похожими на кого они хотели бы быть.
Законная власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в организации.
В течение тысячелетий утверждалась традиция подчиняться власти начальства. Когда человек признает влияние, основанное на традиции, он получает ощущение принадлежности к определенной социальной группе и чувство защищенности. Традиция обладает огромным преимуществом - безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность.
То, каким образом менеджер пользуется властью, образует стили управления.
4. Стиль управления.
Специалисты давно пытаются выяснить, какой набор образцов поведения менеджера обеспечивает успешное управление. Поведенческий подход создал основу для определения стиля управления.
Стиль управления — это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, манера поведения руководите- ^ ля по отношению к подчиненным.
Степень, до. которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражают тот или иной стиль руководства.
Обычно выделяют три основных стиля руководства:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) либеральный
Рассмотрим особенности этих стилей. Дуглас Мак-Грегор, известный ученый в области управления, назвал представления автократичного руководителя о работниках теорией X.
Согласно этой теории:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Именно из таких предположений исходит автократ. Такой руководитель обычно как можно больше централизует полномочия, строго распределяет работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.
Автократ стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу. Это позволяет ему легко контролировать ее исполнение, т. е. плотно руководить всей работой в пределах его компетенции. Чтобы обеспечить выполнение работы, автократ может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать. Иерархическое деление» и таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко и оперативно.
Когда автократ избегает негативного принуждения, л вместо этого использует вознаграждение, он получает назван, но благосклонного автократа. Оставаясь авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.
Какие представления о работниках имеет демократичный руководитель? Мак-Грегор назвал ихтеорией У: Согласно этой теории:
1. Труд естествен для человека. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль
3. Приобщение является функцией вознаграждений, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Основываясь на этих предположениях, демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Он предпочитает опираться на потребности работников высокого уровня: в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении.
Демократичный руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. Он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их работа по природе своей, сама является вознаграждением. Он также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи.
Руководитель выполняет направляющую роль. Он активно применяет децентрализацию полномочий и действует как связующее звено, реализуя соответствие целей группы общим целям организаций и обеспечивая необходимые ресурсы.
Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Вместо того чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы; низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, ;чтобы провести ее оценку.
Исследования позволяют утверждать, что руководители - приверженцы как теории Х так и теории Y достигают значительных успехов в бизнесе.
Особенности либерального стиля управления понятны из сравнительно. таблицы стилей.
Стили управления
Стиль управления | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Природа стиля | Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимуществен о сверху | Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях | Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится, без вмешательства лидера |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива | Требует много времени на принятие решений | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
В современной литературе описано множество стилей управления, в том числе с довольно экзотическими названиями. Например:
1. Администратор — менеджер, который ориентирован на решение существенных задач и высокий уровень взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающей принятие эффективных решений.
2. Соглашатель — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая этого не требует. Он слаб в принятии решений, позволяет воздействовать на себя различным факторам давления и предпочитает скорее минимизировать существующее давление, чем максимизировать производство в перспективе.
3. Доброжелательный автократ — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение.,. Это человек, который знает, чего хочет, и знает, как получить эт$£ не вызывая обиды или негодования.
4. Автократ — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая не приемлет такого поведения. Это человек, неуверенный в других, невежливый и заинтересованный только в текущих де- лах.
5. Прогрессист — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая приемлет такое поведение. Это человек, имеющий полное доверие к людям и в первую очередь озабоченный их развитием как личностей. V
6. Миссионер — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая не приемлет такого поведения. Это человек, главным образом заинтересованный в гармонии.
7. Бюрократ — менеджер, который применяет низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение. Это человек, в первую очередь заинтересованный в правилах и процедурах как таковых и желающий таким образом контролировать ситуацию для собственной выгоды. Это зачастую добросовестные люди.
8. Дезертир — менеджер, который применяет низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая не приемлет такого поведения. Это пассивный человек.
Умение применять разные стили в зависимости от конкретной обстановки определяет искусство руководства. Успешные менеджеры способны адаптировать свой стиль:
• к ситуации (в том числе и в стране);
• к способностям и личным качествам руководителя и подчиненных;
• к типу руководства непосредственного начальника;
• к традициям, сложившимся в данной организации;
• к характеру рабочей обстановки и поставленным задачам.