Консенсусные средства достижения целей
Единство в понимании главных целей не гарантирует того, что члены группы
будут согласны со средствами достижения этих целей. Выбор
средств (материалов, комплектующих, полуфабрикатов, видов
технологий, методов логистики и т.д.) связан с оперативной работой группы и каждодневной деловой активностью. Это процесс, в ходе которого составляются соглашения, касающиеся
обеспечения жизненного цикла изделия, приобретаются производственные навыки, осваиваются технологические тонкости, ведутся исследования, накапливаются новые знания и другие ресурсы.
ёГрупповое лидерство, рассматриваемое в связи со средствами, способствующими достижению поставленных целей и обеспечивающими исполнение принятых решений, сопряжено с проблемами методов управления группой, ее внутреннего статуса и организационной культуры в целом. Достижение консенсуса при выборе и применении средств обеспечения целей выражается в принятии правил поведения, следовании поведенческим моделям, которые становятся своеобразной гарантией успеха.
Консенсусные критерии эффективности. Групповое лидерство проходит рыночные испытания вместе с продукцией и услугами, создаваемыми группой. Следовательно, результаты работы группы можно оценивать по критерию рыночной активности, а в дальнейшем на этой основе корректировать деятельность группы. Интересно сравнить критерии эффективности компаний «БМВ», «Даймлер-Бенц» и «Вольво»:
• «БМВ» ориентируется на качество и строит свою миссию исходя из идеи, что клиент «потянется», если автомобиль будет отвечать самым изысканным требованиям;
«Даймлер-Бенц» ориентируется на запросы клиента, и критерии результативности подразделений этой фирмы связаны с удовлетворением потребностей клиентов каждого сектора рынка;
«Вольво» в качестве своей главной миссии выбрала обеспечение безопасности движения. Решения, связанные с безопасностью, здесь принимаются централизованно.
В одних фирмах оценка качества ведется на каждом этапе производственного процесса, т.е. осуществляется текущий контроль. В других фирмах мастера работают на полном доверии, и отдельные контрольные операции здесь входят в состав технологического процесса. Особый вопрос — подбор персонала для оценки качества. Так, французская компания по производству бренди отдает предпочтение потомственным дегустаторам-мужчинам. У последнего дегустатора были только дочери, поэтому его место унаследовал племянник. В этой компании убеждены, что женские вкусы отличаются от мужских, причем не в лучшую сторону.
В сложности выведения консенсусных критериев эффективности можно убедиться на примере оценки научно-исследовательской деятельности проектных групп. В качестве показателей используют:
количество актов внедрения;
число публикаций;
• объем выполненных научно-исследовательских работ (в денежном измерении);
• рассчетные показатели по ряду критериев.
Точки зрения сотрудников зависят от иерархии и занимаемых должностей.
Методы оценки группой собственной деятельности, средства проведения этой оценки и ее критерии при наличии консенсуса являются важными составляющими технологии группового лидерства. Без консенсуса периодически возникают локальные конфликты, которые не позволяют группе адекватно реагировать на колебания внешней среды.
Консенсусные стратегии антикризисной коррекции. Выработка коллективных представлений о необходимости проводить опережающий контроль развития группы как хозяйственной единицы, в случае надобности используя ограниченное право распоряжаться ресурсами организации для достижения ее целей, — важная проблема выживания группы и восстановления ее потенциала.
Если престиж группы или ее значимость в организации падает, необходимо выявить основания и устранить причины надвигающегося кризиса. Как это сделать?
Можно пойти административным путем, скрыть от сотрудников проблемы и попробовать решать их силами менеджеров, без участия персонала фирмы: провести новые назначения, ротацию или сокращения, т.е. осуществить далеко не консенсусные мероприятия.
Однако в современной фирме диагностика и корректировка осуществляются методами группового лидерства, например, путем всестороннего открытого обсуждения с участием сотрудников разных уровней иерархии и профессионального опыта. Благодаря этому рядовые члены коллектива вникают в суть стоящих перед ними проблем и могут ответственнее подойти к их решению вместе с руководителями. В данном случае речь идет о локальном характере корректирующих мероприятий, когда первым лицам фирмы сообщается только рациональный минимум неблагоприятной информации.
Стратегия коррекции определяется доминирующим стилем работы организации, который особенно отчетливо вскрывается в кризисной ситуации. В первую очередь кризисы обнажают глубинные представления о будущем фирмы, свойственные ее учредителям. Это позволяет судить о степени организационной адаптации группового лидерства, уровне организационного развития, представлениях всей организации о принципах внутреннего саморазвития и функционирования отдельных групп.
Таким образом, консенсус как основа лидерства структурирован и функционален. Без консенсуса групповое лидерство не может быть эффективным. Он особенно необходим на ранней стадии становления группового лидерства, поскольку в более поздние периоды эффект «группового мышления» или «перезрелого консенсуса» способен увести от реальной оценки сложившейся ситуации (подробнее см. § 4.3.3).
Групповое лидерство на основе консенсуса отражает стремление группы к самовыживанию и развитию, установлению благоприятных отношений между ее членами, обеспечивающих внутреннюю интеграцию группы. Управление интеграцией является особой функцией группового лидерства.
2.3.4. Групповое лидерство на основе внутренней интеграции
Составными элементами среды, в которой действует группа, являются решаемые ею задачи, проблемы, ситуации, межличностные коммуникации, а также история и причины существования группы. Все они взаимодействуют как друг с другом, так и с внешней средой. Для адаптации к динамике внешней среды групповой среде необходимы мобильность, гибкость и устойчивость, обеспечивающие внутреннюю интеграцию группы при условии выработки следующих подфункций:
групповой политики и стратегии — т.е. установления принципов работы группы, основополагающих идей, границ, критериев включения и исключения сотрудников. Группе необходимы взаимопонимание, свойственные только ей характеристики и критерии принадлежности, а также стратегия развития;
иерархии и полномочий — т.е. механизма занятия должностей и постов, распределения прав и обязанностей персонала с соблюдением консенсуса — залога доброжелательных отношений в группе;
стиля лидерства — т.е. установления правил и границ отношений в группе, способствующих атмосфере открытости и доверия;
групповой мотивации — т.е. способов поощрения, критериев оценки и видов наказаний;
идеологии и культуры группы — т.е. разумных подходов к различным ситуациям, исключающих настроения безысходности и состояние неподконтрольности. Понять суть необъяснимых на первый взгляд явлений помогает групповая интуиция.
Выработка групповой политики и стратегии. Политика группы рассматривается как рычаг регулирования различных процессов и означает выработку общих для группы подходов к пониманию происходящих событий, т.е. единого языка группы и концептуальных воззрений на групповое лидерство.
Участники группы в период ее становления вырабатывают особую систему координат, позволяющую идентифицировать их как спаянную команду. Уверенность в ее силе придают как общие для каждого сотрудника единицы измерения, так и механизмы взаимодействия этих единиц.
Единые категориальные системы и единые ценностные ориентиры («что такое хорошо и что такое плохо») помогают отличить полезное от вредного, успех от поражения. В группе должно быть создано единое семантическое пространство, т.е. одинаково толковаться такие, например, понятия, как «бизнес», «рыночная активность», «хороший продукт», «плохое качество», «компетентность», «конкуренция».
В международном или мультикультурном менеджменте уделяется особое внимание выработке языка межфирменного общения, который не менее важен для внутригрупповых коммуникаций. Большинство неудач связано с разными представлениями об одних и тех же категориях или с разным пониманием и восприятием одних и тех же категорий. Так, грибник, лесник, браконьер и дачник по-разному воспринимают лес. Психологи называют это диспозицией контакта.
Все люди мечтают о счастье, но каждый подходит к нему со своей меркой. Даже понятие «менеджмент» имеет ряд толкований — управление, руководство, деловое администрирование, — хотя прежде всего оно отражает американскую культуру управления людьми в организациях на основе активного, прагматичного, оптимистичного системно-ситуативного подхода к решению проблем.
Представления о «правильном», «истинном» смысле профессиональных и других понятий лежат в основе формирования концептуальных понятий группы и лидерства.
Выработка иерархии и полномочий. Определение рамочных условий, в которых должна находиться группа, т.е. ее границ как организационной единицы или собственно организации, необходимо, поскольку без способности устанавливать свои границы и полномочия совокупность людей не становится группой.
Критерии принадлежности к группе изначально определяются ее лидером, учредителем или основателем. Члены группы в процессе взаимодействия испытывают и корректируют эти критерии, в результате достигается консенсус и формируются исходные предпосылки группового лидерства.
Например, в американских фирмах критериями отбора при приеме на работу являются:
• уровень умственных способностей (для технических групп);
• самостоятельность мышления (для управленческих подразделений);
пройденные карьерные ступени;
уровень образования.
Консенсус необходим не только при отборе персонала, но и при его перемещении внутри группы. Обретение работником определенного статуса или места в иерархической системе происходит по мере развития и усложнения организационной структуры группы. Распределение властных полномочий обусловлено биологической природой человека. Стремление доминировать, руководить, быть лидером, управлять людьми и обстоятельствами иногда требует коррекции: сдерживающих рычагов — для одних, активизации лидерского потенциала — для других, развития управленческой культуры и этических норм поведения — для третьих. Однако сложившиеся представления нелегко преодолеть. Консерватором быть проще, чем лидером-новатором.
В группах с творческой атмосферой, ориентированных на решение научно-прикладных задач, мера власти конкретного сотрудника зависит от его индивидуальных успехов и поддержки другими членами группы. При этом формальный статус, знания, стаж работы могут значить меньше, чем деловые качества, а также умение убеждать и доказывать свою правоту. Приветствуется выдвижение идеи каждым сотрудником. Формальная система статусов при этом достаточно условна, любой член группы может принять участие в обсуждении чужой концепции и оспорить ее. Агрессия направляется на идеи, проблемы, задачи, а не на людей.
В группах с жестко формализованной системой распределения полномочий играют роль образование, квалификация, стаж работы, ее результаты, лояльность руководству. Им свойственна формально-бюрократическая атмосфера, в которой здравомыслие, проявления активности и инициативы не приветствуются. «Спутниками» групп данного типа являются сплетни, слухи, интриги, подсиживание, а также ущемленное лидерство первого лица.
Таким образом, выработка и распределение должностных полномочий, формирование иерархических и служебных отношений в большой степени определяют не только характер, но и саму возможность группового лидерства.
Выработка стиля лидерства. В осуществлении властных полномочий на разных иерархических уровнях решающую роль играет характер взаимоотношений сотрудников, определяемый обстановкой в группе, в частности:
атмосферой пассивности, зависимого поведения;
конфликтности и конкуренции, низкого уровня доверия;
дружелюбия, доброжелательности.
На стиль лидерства влияют выбор и распределение поощрений и наказаний. Даже в группах со здоровым психологическим климатом и рациональным стилем лидерства не всегда достигается консенсус в этом вопросе.
Выработка мотивации. Системы поощрений и наказаний разнообразны. Например, в фирме «Интеграл» в 1980-е гг. нерадивых работников не увольняли, им просто переставали доверять ответственные задания, и карьерный рост останавливался, эти люди становились безликими членами команды.
Новичку усвоить систему поощрений и наказаний бывает сложно, особенно если внешние проявления обманчивы. Например, молчание шефа может быть наказанием, а его окрик — поощрением. Сигналы такого рода распознаются правильно лишь при усвоении особенностей лидерства в конкретной группе. Задача новичка — понять, какую модель поведения избрала группа, а какую отвергает как противоречащую внутренней интеграции.
Выработка идеологии и культуры группы. В управлении группой модель поведения лидера играет определяющую роль. Такая модель основана на идеологии, знаниях и культуре, которые доминируют в группе. Они определяют видение конкретных ситуаций, позволяя адекватно реагировать и управлять их развитием. Выработка групповых идеологических принципов и культурных ценностей помогает ориентироваться в той среде, которая ограничивает деятельность группы и создает предпосылки группового лидерства.
2.3.5. Групповое лидерство на основе организационной культуры
Организационная культура, организационное развитие, организационная структура — все эти категории обязаны своим возникновением синергетическим процессам, сопровождающим существование сложных систем.
Организационная культура представляет собой синтез принципов, на которых существует организация, и форм ее поведения по отношению к отдельным сотрудникам и субъектам внешней среды.
Особенности организационной культуры изучаются в рамках социальной психологии, организационного поведения, психологии менеджмента, управления персоналом и других научных дисциплин. В организационной культуре содержится потенциал повышения эффективности организации в условиях глобализации экономики и мультикультурного менеджмента. Успехи в бизнесе зависят от переменчивой среды, в которой действуют его участники. Стремительное изменение внешней среды усилило взаимосвязь организационной культуры и группового лидерства при главенствующей роли первой.
Роль организационной культуры в становлении группового лидерства очевидна: в ней переплетены групповые базовые представления, приобретаемые группой в процессе достижения консенсуса, внутреннего единства ее членов по мере адаптации к ускоряющимся изменениям параметров внешней среды. Можно сказать, что организационная культура — это система восприятий проблем и форм их преодоления. Она развивается одновременно с ценностной ориентацией группы. Провозглашаемые ценности дают только формальные представления о том, какой группа хочет быть, а суть ее организационной культуры гораздо глубже, она известна лидеру. Он должен обладать решимостью и смелостью, чтобы в случае необходимости начать трансформацию базовых представлений группы, например, вывести ее из состояния бездействия, «разморозить» интеллектуальный потенциал, вдохнуть в нее веру в успех, преодолеть рутинно-бюрократическую озабоченность отдельных членов и синдром «белой вороны».
Решение такого рода задач в рамках группового лидерства происходит в соответствии с организационно-культурными ценностями. Управление культурными представлениями группы составляет мощное слагаемое лидерства. Важно, чтобы значимые культурные представления группы соответствовали как ее тактическим целям^гак и стратегическим целям организации, в которой группа работает.
Базовые предпосылки группового лидерства на основе культуры заключаются в следующем:
проникнуться культурой группы, ее представлениями о культурных ценностях можно, только работая внутри группы;
хотя слагаемые культуры и находятся во взаимодействии, к конкретной проблеме не каждое из них имеет отношение;
истинное содержание и значение системы культурных ценностей группы осознается только теми, кто принадлежит к данной группе и является носителем этой культуры;
групповая культура характеризует творческий и поведенческий потенциал группы. Культура — не только система ценностей, но и система компетентностей группы, включая стратегическую, социальную, профессиональную и управленческую компетентность ее членов;
групповая культура формируется из представлений отдельных членов группы при содействии внешнего лица (консультанта) и других членов группы, среди которых находится лидер, которому группа доверяет роль эксперта;
в процессе изменений культурных представлений базовая парадигма крайне редко подвергается преобразованиям, как и этические принципы лидерства. Если это все-таки происходит, то организационное развитие переходит на новый уровень, который связан с измененным характером внешней среды.
Решающую роль в формировании культуры и укреплении ее организационных истоков играют лидеры преобразований. Уникальность преобразующего лидерства в том, что в отличие от менеджмента и администрирования оно теснейшим образомвзаимодействует с организационной культурой. Лидер активно влияет на формирование культуры и управляет ее развитием, одновременно испытывая встречное влияние, что придает динамику процессам группового лидерства, обусловливает изменение культурных ценностей.
Основными источниками формирования организационной культуры являются:
учредители и основатели предприятия, его лидеры, обладающие определенными убеждениями, взглядами, представлениями, которые определяют цели предприятия;
новые члены подразделений предприятия, привносящие собственные ценности и представления; новые взгляды руководителей;
опыт развития предприятия, его традиции, имидж, групповой опыт и практика функционирования группы (наиболее устойчивый источник организационной культуры);
внешняя среда группы и предприятия в целом (социально-психологическая атмосфера, рыночная ситуация), функциональные виды политики (налоговая, финансовая, кредитная, кадровая, плановая).
Все источники весьма значимы, но в момент зарождения организационной культуры приоритет принадлежит учредителям. Их роли сродни родительской в их заботе о детях. Сам факт возникновения юридического лица является предпосылкой к зарождению новой организационной культуры. Лидеры-учредители определяют начальную культуру, ее развитие курируют лидеры-преобразователи (не обязательно из числа учредителей), которые делегируют отдельные полномочия руководителям создаваемых подразделений (групп). Последние обладают собственным видением предназначения своей структуры, а также соответствующей культуры. Очевидно, что процесс создания малой группы совпадает с формированием ее культуры. Он включает:
созревание идеи создания новой группы;
поиск последователей, которые составят ядро группы (единомышленников, готовых вместе рискнуть своим временем и силами);
процедуры регистрации, определения юридического адреса, формирование уставного фонда, лицензирование — т.е. первые шаги согласованной деятельности;
выработку принципов выживания, развития, коммуникаций.
Сложившаяся культура группы (организации) становится слагаемым ее успеха и косвенно определяет ее потенциальные возможности.
Американский ученый Э. Шейн, изучая последовательные шаги реализации культуры группы, обнаружил тождественность дешифровки культурных представлений процессу управления самими представлениями и их реализацией[1].
Шаг 1: разрешение руководства. Формирование, развитие и управление культурными представлениями возможны при наличии согласия вышестоящих руководителей. Управление культурными ценностями способно существенно повлиять на групповое лидерство, если обеспечивается соответствие культурных представлений группы целям всей организации. Культурные ценности группы утрачивают вес в отрыве от проблем и целей организации. Как правило, состав группы определяется заказчиком (клиентом): отбираются сотрудники, которые вызывают его доверие, соответствуют специальным требованиям. Степень доверия — это аспект культуры, но одновременно фактор рыночного успеха, поэтому изначально руководство задает определенные рыночные условия развития групповой культуры.
Шаг 2: проведение большого группового Собрания. Представитель администрации (руководства) излагает свое видение роли, которую играют культурные ценности данной группы, после чего сторонний консультант помогает группе сформулировать ее культурные ценности.
В более подробном изложении данный шаг включает следующие процедуры:
чтение лекции о проблемах культуры и, в частности, ценностных ориентациях группы, коллективных базовых представлениях о задачах группы;
проведение дуального менеджмент-тренинга с целью выявить индивидуальные представления членов группы о ее задачах и выслушать их предложения. Формат задается вопросами «Что происходит?» и «Где мое место?»;
выявление коллективных ценностей при обсуждении вопроса «Почему мы поступаем именно так, а не иначе?». Составляется список основных ценностей группы;
4) формирование групповых ценностных ориентации на
основе определения групповых базовых представлений. Факти-
чески формируется миссия группы на период ее существования
в сложившемся составе.
Э. Шейн рассказывает о группе из фирмы «Соп^етро Сот-рапу», много времени тратившей на планирование своей работы, поскольку оно входило в список ценностей группы. Однако сиюминутные нужды и периодически случающиеся кризисы путали все планы. Осознав тщетность планирования, члены группы пересмотрели групповые ценностные ориентации. Их новое базовое представление звучало так: «Имеет смысл только настоящее».
Шаг 3: выявление положительных и отрицательных влияний культуры на групповое лидерство. Устанавливаются наиболее важные из групповых ценностей, проверяется их соответствие задачам группы в сложившихся обстоятельствах. Важен консенсус в определении реальных помех, ограничений и факторов успеха, об^"ловленных организационной культурой.
Практика успешных компаний показывает, что групповое лидерство на основе организационной культуры эффективнее обеспечивается при участии внешнего консультанта в анализе ситуации и разработке модели (схемы) или исходной системы базовых культурных представлений группы.
Контрольные вопросы
Каковы основные характеристики группы? Проведите их анализ на примере студенческой группы.
Что такое «малая группа»? Каковы ее характерные признаки и основные особенности?
3. Какие типы малых групп вам известны?
Какие социально-психологические роли выполняются членами группы?
В чем преимущества консенсуса в качестве основы группового лидерства?
Охарактеризуйте функции управления внутригрупповой интеграцией.
Какова роль организационной культуры в обеспечении группового лидерства?
8. В чем состоит адаптация группы к внешней среде?
9. Чем отличается групповое лидерство от группового мыш-
ления?
10. Каковы преимущества группового лидерства? Что меша-
ет их реализации на практике?
2.4. Организационные изменения и преобразующее лидерство
2.4.1. Условия и тенденции успешных изменений
Изменения, перемены, обновление, нововведения, преобразования — понятия тождественные. Развитие организации требует постоянного обновления. Только оно является единственно стабильным фактором бизнеса. При этом для эффективности перемен необходимо эффективное лидерство, а не менеджмент. Инициировать и осуществить перемены под силу лидеру, а не просто менеджеру, учредителю или создателю компании.
Суть преобразующего лидерства состоит в том, чтобы убеждать последователей в необходимости преобразований, придавать им необходимый импульс и формировать из последователей лидеров соответствующих масштабов.
Преобразующее лидерство — это групповое лидерство, которое обеспечивает динамику изменения событий и обязательств вместе с группой в заданном лидером направлении. Кроме того, это активное управление эволюцией группы.
Возраст группы (молодой, средний, зрелый, на стадии упадка) влияет на особенности лидерства.
Большинство преобразований, реструктуризации, перестроек и других организационных перемен не достигает своих целей. Причины неудач кроются не только в сопротивлении нововведениям, но и в незнании предпосылок успешной работы в новых условиях. Рассмотрим наиболее важные из них.
Преобразующее лидерство начинается с преобразования руководителя в лидера, а группы — в команду.
В группе формируется климат приверженности переменам. Инициатор перемен четко формулирует смысл и цели перемен, критерии определения будущих успехов на разных стадиях движения вперед. Отрабатывается система обратных связей для информирования персонала организации о происходящих изменениях. Особого искусства требует преодоление неверия части сотрудников в возможность перемен. Лидер должен уметь справляться с инерцией персонала в достижении поставленных целей.
Изменения в организации осуществляются в единстве с развитием организационной структуры. Тенденция состоит в формировании поддающихся адаптации — простых, плоских и гибких — организационных образований. Адаптирующейся
[1]Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. СПб., 2002. С. 140—154.