Тема 3. Учение о развитии. Научно-техническое развитие
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методический комплекс
Специальность 080105 «Финансы и кредит»
Государственное и муниципальное управление»
Москва – 2008
ББК 65.290-2я73
Д69
Автор проф. кафедры «Экономика предпринимательства»
д-р экон. наук В.И. Дорофеев
Рецензент доц. кафедры «Управление и инновационные технологии»
Российского нового университета (РосНОУ)
канд. экон. наук Н.Д. Макаренко
Утверждено и рекомендовано решением
Учебно-методического совета
финансово-экономического факультета ВГНА
В качестве учебно-методического комплекса
ã ВГНА Минфина России, 2008
© Дорофеев В.И., 2008
Организационно-методический раздел
В настоящее время изучение данной дисциплины приобретает особую актуальность, так как именно инновации становятся главным действующим лицом теоретических сценариев и практической реализации современной научно-технической революции и выступают, таким образом, в качестве главного фактора экономического роста.
Причины введения учебной дисциплины заключаются в необходимости формирования у современного топ-менеджера соответствующего образа мышления при управлении инновационными процессами на любом уровне, что, в свою очередь, предполагает их качественное и количественное изменение в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, то есть удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Являясь одной из разновидностей функционального менеджмента, данная учебная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как экономическая теория и общая теория менеджмента.
Целью изучения дисциплины является получение устойчивых знаний в области финансирования, разработки и внедрения новых видов техники, конструкционных материалов, технологических процессов; реализации рациональной ассортиментной, инвестиционной политики; маркетинга; совершенствования организационной структуры управления и т.д.
Основные задачи заключаются в изучении теоретических основ и методических подходов к управлению отдельными стадиями инновационного цикла, использовании современного финансово-экономического инструментария, прогнозировании последствий принимаемых решений, организации интеллектуального труда.
Особенности изучаемой дисциплины состоят в том, что для освоения и понимания материала обучающийся должен обладать достаточно глубокими знаниями, полученными на ранних курсах обучения в области высшей математики, экономической теории, экономики и управления, экономической кибернетики, информатики и других смежных дисциплин.
Формы организации учебного процесса по данной дисциплине –самостоятельная работа, контрольные работы.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– понятия и определения, цели и задачи инновационного менеджмента, основные этапы инновационной деятельности;
– классификацию инноваций и нововведений;
– комплекс организационных форм инновационной деятельности;
– методы оценки эффективности инноваций и инновационных проектов;
– методы прогнозирования и планирования используемые в инновационном менеджменте;
– методы маркетинга в инновационной сфере;
уметь формировать стратегические цели научно-технического развития;
иметь представление о системе разработки бизнес-планов, программ и проектов нововведений; финансировании инновационной деятельности.
Форма итогового контроля знаний –зачет.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Предмет, объект, цели и задачи инновационного менеджмента
Макро- и микроэкономические предпосылки инновационной деятельности; инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, связь с другими дисциплинами; предмет и объект инновационного менеджмента; возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента; роль менеджеров в инновационной сфере.
Номер литературного источника: 6,24
Тема 2. Классификация инноваций и нововведений
Понятие нововведений и инноваций; требования, предъявляемые к научно-техническим инновациям; классификационные признаки и системы классификации инноваций.
Номер литературного источника: 22,24
Тема 3. Учение о развитии. Научно-техническое развитие
Понятия и формы развития; прогрессивное и регрессивное развитие, их взаимосвязь; факторы, влияющие на развитие материальной системы; волновая теория Н. Д. Кондратьева.
Номер литературного источника: 24,26