Неуправляемая корпорация
Кейс
В настоящий момент московская компания ABC объединяет в себе семь направлений деятельности:
1. Общественное питание на железнодорожных вокзалах Москвы (7 кафе).
2. Производство пластмассовых компонентов в Подмосковье для машиностроительных предприятий (в основном) Центрального региона РФ (1 предприятие).
3. Техническое обслуживание автомобилей ВАЗ в Москве (1 станция).
4. Тюнинг ВАЗ (1 ателье при СТО).
5. Неэксклюзивная дистрибуция Honda Power Systems (HPS) по Центральному и Северо-Западному регионам РФ (1 компания).
6. Дилерство Honda Power Systems в Москве (при дистрибуторской компании, единый склад).
7. Розничная торговля элитными подарками в Москве (3 магазина).
Головной (управляющей) компании в де-юре не существует. В офисе, где размещены дистрибуторский и дилерский бизнесы HPS периодически проводится «Совет директоров» (см. рис.). Там же располагается оплачиваемое из консолидированной прибыли направлений «Сервисное подразделение», исполняющее следующие функции (теоретически, для всех направлений):
· Юридическое обслуживание;
· Финансовое обслуживание;
· Маркетинговые исследования, планирование и поддержка продвижения (реклама);
· Управление персоналом (подбор, найм, учет, оценка, мотивация).
Сведения о существующих направлениях портфеля и идеи собственников об их развитии приведены в таблице:
Бизнес-единицы | Долевое участие АВС | Приоритет у собственников АВС | Рынок | Окружение | Доля рынка (для данной отрасли) | Состояние | Перспективы |
1. Кафе | 100% | Стабильный | Стабильное | Малая | Стабильное | Возможно некоторое (20-30% в терминах выручки) расширение. | |
2. Пластмассовое производство | 85% | Растущий | Меняющееся, непонятное | Средняя | Растущий спрос, оборудование пока не окупилось | Предполагается увеличение мощностей в 1,5-2 раза, а также прямая интеграция (создание сборочного конвейра). | |
3. СТО ВАЗ | 100% | Стабильный | Стабильное | Малая | Стабильное | Возможна продажа. Расширение не предполагается. | |
4. Тюнинг ВАЗ | 100% | Растущий | Меняющееся, понятное | Малая | Успешное начало, небольшое количество заказов | Возможно незначительное расширение. | |
5. HPS - дистрибуция | 75% | Растущий | Меняющееся, понятное | Большая (№1 в целевых регионах) | Рост за последние 3 года более чем в 8 раз. | Предполагается охват всей РФ. | |
6. HPS - дилерство | 100% | Растущий | Стабильное | №1 в Москве | Растущие продажи | Предполагается экспансия в регионы. | |
7. Магазины подарков | 50% | Растущий | Меняющееся, непонятное | Средняя | Рост примерно в 3 раза за 2 года | Предполагается открытие еще 4 магазинов. |
Существующая принципиальная структура управления представлена на рисунке:
Для взаимодействия Совета директоров, направлений, бизнес-единиц в направлениях, а также сервисного подразделения не существует работающих формальных процедур. Координация централизована. Верхние уровни управления перегружены проблемами нижнего уровня, кроме того, собственники вовлечены в межфункциональный арбитраж и проблемы операционной рутины внутри функциональных отделов как в направлениях, так и в сервисном подразделении. Взаимодействие по горизонтали затруднено, а в слабо связанных направлениях отсутствует вовсе. Регулярно возникают вопросы об уровне полномочий и ответственности директоров и менеджеров, происходят конфликты.
Распределение ролей собственников закрепилось исторически. Один из собственников, в основном, предпочитает ведение инвестиционных проектов (создание новых бизнесов «до сдачи в эксплуатацию»), другой стремится контролировать направления, генерирующие основную часть денежного потока. Кроме того, собственниками «по желанию» практикуется кратковременное участие в работе каждого бизнеса. Можно утверждать, что жесткого закрепления ответственности по направлениям за каждым из них нет.
Несмотря на то, что часть направлений находится в долевой собственности, АВС стремится определять стратегию их всех. У АВС существуют идеи по укреплению позиций в существующих направлениях, а также по модификации портфеля. Так, основная линия развития компании с точки зрения собственников – диверсификация, т.е. создание новых высокодоходных бизнесов и замещение основного источника доходов достаточно большим числом других (сегодня наблюдается высокая степень зависимости от Honda Power Systems – 80% оборота и 45% прибыли, при этом риски работы с одним поставщиком оцениваются как весьма высокие).
У собственников есть понимание, что скорость и качество роста их бизнеса уже не зависит так сильно как прежде от их личного участия в управлении.
Можно резюмировать, что собственники создали довольно крупный бизнес с набором более или менее значимых и устойчивых конкурентных преимуществ, а также рядом системных проблем, которые позволяют говорить о потере управляемости. На решении последних собственники и намерены сконцентрировать свое внимание:
Проблема 1. Отсутствие механизма стратегического управления портфелем бизнес-единиц, что не позволяет принимать рациональные решения о сроках и объемах инвестиций в существующие бизнес-единицы, о пополнении портфеля новыми бизнесами, о продаже части портфеля.
Проблема 2. Отсутствие ясной структуры отношений между управляющим центром и бизнес-единицами, что не позволяет собственникам делегировать функции оперативного управления топ-менеджерам компании.
Проблема 3. Неполная прозрачность операционной деятельности компании для собственников, что делает неизбежным финансовое планирование «снизу вверх» и порождает сомнения в соблюдении топ-менеджментом и руководителями бизнес-единиц интересов акционеров.
Задание:
- Отнеситесь критически к планам собственников и предложите свой вариант портфельной стратегии.
- Предложите организационную структуру (корпоративного уровня), отвечающую предложенной вами портфельной стратегии.
- Выберите адекватную модель корпоративного центра, не противоречащую идеям главных акционеров. Объясните, как распределяются основные функций в выбранной вами модели.
ЗАДАНИЕ 5