Корпорация как бюрократия

Глава крупной корпорации – президент – результат успешного движения по карьерной лестнице корпоративного мира, что требует наличия соответствующего образования, опыта, остроты ума, управленческой смекалки – всего, что необходимо в карьерной конкурентной борьбе. Однако для решения главной задачи, то есть для успешного управления крупным корпоративным предприятием, энергии одного человека, его профессиональной компетенции, опыта и преданности делу недостаточно. Для этого необходимы усилия, способности и навыки группы – одним словом, нужна бюрократия.

Успех зависит от совместных усилий, применения основных и специальных знаний, уверенности в себе, стремления к финансовому вознаграждению, хорошо развитых способностей переносить трудности, брать на себя инициативу и достигать цели. Школы менеджмента признают этот факт и стремятся научить этому своих слушателей. Однако важная роль бюрократии (даже если её почти никогда так не называют) и успех, который может быть достигнут с её помощью, никак не упоминаются. В обществе уже устоялось мнение, что бюрократия и её достижения существуют в правительстве, но никак не в мире корпораций.

Предпочитают молчать также и ещё об одной особенности. Как и любая бюрократия, корпоративная бюрократия обладает ярко выраженным стремлением к увеличению своих размеров. Зарплата бюрократа в значительной степени зависит от количества подчиненных, а его жизнь становится более приятной и успешной, если функция обдумывания и принятия решений возложены на нижнее звено. Бюрократ таким образом стремится избавиться от узкоспециализированной и скучной работы, кроме того, количеством подчиненных определяется его статус. Стремление бюрократии к расширению может быть настолько сильным, её отношение к текущим вопросам настолько безразличным, что зачастую, чтобы повысить эффективность и увеличить прибыль, требуется провести хирургическую операцию в виде сокращения штатов. Укоренившиеся стремления бюрократии, общие для всех больших организаций, неизбежно порождают чрезмерное расширение штата, а это сигнализирует об изменении приоритетов и наличии неисправленных ошибок.

Современная корпорация, невзирая на реальность, не признаёт термина «бюрократия», считая, что бюрократия – это удел государства. Она предпочитает использовать устоявшийся термин «корпоративный менеджмент», который считается более прогрессивным. И даже если участники управленческой структуры бесполезны, никчемны и корыстны, они – не бюрократы. Да, в правительственной организации – это бюрократия: волокита и некомпетентные решения здесь обычное дело. Но не в частном секторе. И это ещё одно проявление невинного обмана.

Корпорация, управляемая менеджментом, - это ключевой элемент современной экономической системы. Конечно, кроме неё существует малый бизнес, который чаще всего обслуживает потребителей. И всё же управляемая менеджментом корпоративная организация является столпом современного экономического мира. И ни одна из них не может избежать такого явления, как «бюрократия».

Малый бизнес до сих пор преподносится экономической наукой и присутствует в политических дискуссиях в качестве ключевого элемента. Однако субъекты малого бизнеса являются частью экономической системы, которая была классически описана в учебниках прошлых столетий; они не принадлежат современному миру, они лишь дань дорогой сердцу традиции. Экономическое и социальное доминирование крупного бизнеса общепризнано. Непрерывное политическое и общественное прославление малого бизнеса и фермерства – это одна из форм невинного обмана. Оно всего лишь дань традиции, романтические грёзы – но не реальность.

Никому не следует сомневаться в том, что на любом крупном предприятии акционеры – собственники – и их якобы директора полностью подчиненны менеджменту. И хотя создается впечатление, что власть принадлежит собственникам, в реальности это не так. Это обман принимается всеми.

ВЛАСТЬ КОРПОРАЦИЙ

Итак, экономическую систему переименовали, и вслед за этим испарилась и неблаговидная история капитализма – следующим шагом на пути невинного обмана стало сохранение привычного образа капитализма, в то время как всё более важным элементом современной экономики становилась крупная корпорация. Собственники- акционеры не могут контролировать корпорацию – её задачи слишком разноплановы и слишком часто требуют компетентного решения. Власть и ответственность должны находиться в руках тех, кто обладает соответствующей квалификацией и стремится к ней. Те, у кого нет материальной и личной заинтересованности – или кого рассматривают таковыми, - не должны получать власть. Именно таким образом и сформировалось господство корпоративного менеджмента – бюрократия.

Власть – это награда за знания, честолюбие, поддержание командного духа, а также за осознанную в полной мере личную выгоду.

В сказанном нет ничего нового. Более семидесяти лет назад Адольф Берли – младший и Гардинер Минз – выдающиеся учёные Колумбийского университета и известные общественные деятели в знаменитом исследовании «Современная корпорация и частная собственность» разрушили связь между корпоративной собственностью и руководством компанией. Они отметили, что управление современной крупной корпорацией включает много аспектов и требует больших затрат сил. Именно вследствие практической необходимости власть перешла к квалифицированным и активным управленцам - и перешла безвозвратно.

Власть менеджмента остается нетронутой, в том числе её право устанавливать размер своего вознаграждения наличными или в виде биржевых опционов. И даже в ситуации, когда в поле зрения не было ни одной возможности делать деньги, размер вознаграждения топ-менеджеров мог достигать несколько миллионов долларов в год.

Наши рекомендации