Менеджмент на предприятии в условиях рынка

При изучении данного раздела студент должен знать: понятие менеджмента, факторы внутренней и внешней среды, функции и принципы менеджмента, организационные структуры менеджмента. Следует обратить внимание на взаимосвязь функций менеджмента, особенности использования механистических и органических структур.

Менеджмент (от англ. management - управление, организация) - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действий:

♦ организация и управление (производством и коллективом);

♦ постановка и корректировка задач;

♦ разработка этапов работы;

♦ принятие решений;

♦ налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

♦ регулирование процессов;

♦ сбор и обработка информации;

♦ анализ информации;

♦ подведение итогов работы.

«Менеджмент - эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Цели менеджмента:

♦ получение (увеличение) прибыли;

♦ повышение эффективности хозяйствования;

♦ удовлетворение потребностей рынка;

♦ решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

♦ организация производства конкурентоспособных товаров;

♦ совершенствование производственного процесса;

♦ внедрение новейших наукоемких технологий;

♦ повышение качества продукции;

♦ снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента - организация и управление производством продукции.

Менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

Понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.

Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, - высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер - это руководитель, но не каждый руководитель - менеджер.

Современному менеджеру необходимы следующие качества:

♦ глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

♦ знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;

♦ предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);

♦ новаторство, изобретательность;

♦ напористость, смелость, целеустремленность.

Основные этапы истории менеджмента.Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.

1. Промышленный переворот (с 20-30-х по 80 -90-е гг. XIXв.):

♦ техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;

♦ инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

♦ формирование общенационального рынка;

♦ возникновение предприятий - действенной формы социальной организации работников;

♦ конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетияXX в.):

♦ внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

♦ малонасыщенный рынок;

♦ конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;

♦ четкая дифференциация отраслей;

♦ хорошие перспективы экономического роста для компаний;

♦ слабое вмешательство государства в бизнес.

3. Эпоха массового сбыта (30 - 50-е гг. XXв.):

♦ насыщение спроса на товары и услуги;

♦ переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия; государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальное общество (60 -90-е гг. XXв.):

♦ новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;

♦ новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;

♦ растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

♦ смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

♦ новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;

♦ переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;

♦ глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;

♦ изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

♦ ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

♦ с позиций различных научных школ (конец XIX в. - по настоящее время);

♦ процессный (20-е гг. XX в. - по настоящее время);

♦ системный (50 - 60 гг. XX в. - по настоящее время);

♦ ситуационный (60-е гг. XX в. - по настоящее время).

Научные школы.Школа научного управления (1885 - 1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».

Ф. Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности). Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную работу. Следует, считал Ф.Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ранее выполняли 600 чел., стали делать 140 чел. Возросло качество продукции, снизились расходы на производство.

Школа административного управления (1920-1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого - рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определение следующих функций управления: техническая (технологическая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).

А. Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления.

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

Дисциплина. Дисциплина предлагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.

Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.

Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.

Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

Порядок. Место - для всего, и все на своем месте.

Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.

Корпоративный дух. Союз - это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Таким образом, по мнению А.Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций. Реализация же основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. - по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мейо.

В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. Группа - это два или более лиц, взаимодействующих друг с другом. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Группа является инструментом коллективной реализации проблем. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношений между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.

Авторов данного научного направления (К.Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению ученых, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия или организации.

Школа количественных методов (1950 г. - по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. Суть количественного научного подхода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом (например, машиностроительным предприятием) разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. Таким образом, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.

Процессный подход.Основу данного научного подхода заложил А. Файоль, которого называют «отцом менеджмента». Являясь автором «школы административного управления», он считал основными функциями менеджмента предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координирование и контроль. Каждая из этих функций является самостоятельной и не зависит от других. Развивая взгляды А.Файоля, авторы процессного научного подхода рассматривают управление как сумму всех функций управления, т.е. как взаимосвязанные и взаимообусловленные действия. Другими словами, управление рассматривается как непрерывный процесс.

Системный подход. Воснове системного научного подхода лежит понятие «система» - комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой.

Один из авторов системного научного подхода к менеджменту Ч. Барнард считал, что любое предприятие - это социальная система. Он говорил: «Организация - комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов, которые находятся в специфическом системном отношении в связи с кооперацией двух или более лиц для получения, по крайней мере, одного определенного результата».

Ситуационный подход.Впервые о необходимости учета фактора конкретной ситуации в процессе управления заявила автор научной школы человеческих отношений М.Фоллет: «...различные ситуации требуют различных типов знаний». Стержнем данного научного подхода является понятие «ситуация», которое означает совокупность определенных обстоятельств.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию менеджмент

2. Назовите характерные черты современного менеджмента

3. Перечислите цели и задачи управления организацией

4. Назовите особенности управления организациями различных организационно-правовых форм собственности

5. В чем заключается функция планирование

6. В чем заключается функция организации

7. В чем заключается функция мотивации

8. В чем заключается функция контроля

9. Что представляет собой цикл менеджмента

10. Дайте характеристику функций цикла

11. Объясните взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла

12. Перечислите факторы внутренней среды предприятия

13. Объясните сущность факторов среды прямого воздействия

14. Объясните сущность факторов среды косвенного воздействия

15. Что такое структура организации

16. Как взаимосвязаны факторы внутренней и внешней среды

Рекомендуемая литература:

Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. – М.: Банки и биржи, 2009. – 272с.

Драчева Е.Л. Менеджмент:Учеб.пособие для сред.проф.обр - М.:Академия,2008. – 276с.

Салимжанов И.Х. Менеджмент - Ростов-на-Дону:Феникс,2009. – 285с.

Раздел 2

Наши рекомендации