Структура и общая характеристика персонала менеджмента: роли, типы, качества менеджеров в организации

Закономерности развития и принципы менеджмента.

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:

1. развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики

2. влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией

3. соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации

4. соотносительность управляющей и управляемой подсистемы

5. использование преимущественно сознательного управления

6. концентрация и динамичное изменение функций управления в организации

7. оптимизация (рационализация) уровней управления организацией

8. рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, и реализуются в процессе деятельности людей. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируется принципы менеджмента. Принципы менеджмента, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя собой общие правила, принципы формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре. Принципы как основные правила, способствуют оценке ситуаций, пониманию проблем, являются главным фактором, определяющим деятельность менеджера.Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем

Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях.

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ. Где даются полномочия - там возникает ответственность.

Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, она также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании.

Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать плату за свою службу.

Централизация. Централизация является естественным порядком вещей. Должна быть правильная пропорция между централизацией и децентрализацией.

Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, кончая руководителем низового звена.

Порядок. Место для всего, и все на своем месте.

Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации.

Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала

Парадоксы в менеджменте: законы иррационального менеджмента.

Парадоксы в менеджменте

— Компетентность специалиста или управленческая компетентность руководителя

— Научные теории менеджмента или жизненный опыт

— Парадоксы организационного проектирования – нужно сначала разделить, потом объединить, после опять разделить на направления.

— Парадокс интеллекта и воли руководителя – чем умнее руководитель, тем дольше принимает решение, что не хорошо

— Парадокс стиля руководства – нужно сочетать авторитарное и либеральное руководство

— Парадокс организационного поведения людей – теория Х и У

— Парадокс уровня притязаний руководителей

Парадоксы:

Закон «Паретто» 20% усилий дают 80% результата, остальные 80% усилий лишь 20% результата.

Закон «Паркинсона»: Работа заполняет время, отпущенное на неё, расходы растут с доходами, рост приводит к усложнённости, а усложнённость к распаду. Болезнь «Паркинсона»

Закон «Старджона»: Ничто не может всегда идти правильно

«Бритва Хенлона»: Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью.

Принцип «Питера»: в иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности. Компетентные работники повышаются, некомпетентные не понижаются, отказ от повышения маловероятен, продвижение вопреки некомпетентности, иерархический регресс, работают те, кто не поднялся до уровня некомпетентности, синдром конечной остановки.

Структура и общая характеристика персонала менеджмента: роли, типы, качества менеджеров в организации

Менеджер – это профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия, и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения.

ИП – Менеджер, собственник и предприниматель в одном лице.

Разделение труда менеджеров:

— Вертикальное разделение труда – выражается в организационной структуре предприятия и составе уровня менеджмента

— Горизонтальное разделение труда – связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. узкой задаче.

— Линейное разделение труда – реализуется менеджерами которые работают над комплексными задачами или напрямую «выходящих» на результат.

— Проектное разделение труда – ориентируются на реализацию конкретных проектов

— Групповое разделение труда – ориентируются на решение задач в группе.

Качества:

Современные исследования объединяют все умения и качества менеджеров в 3 группы:

— Концептуальные качества – эрудиция, умение мыслить системно, стратегическое мышление, умение классифицировать различные факторы

— Человеческие качества – коммуникация, способность работать в команде, мотивировать, толерантность.

— Технические качества – профессиональная компетенция в конкретной области.

Роль – это совокупность действий ожидаемых от своего руководителя. В любой роли есть 2 аспекта: ролевое исполнение (это то, что менеджер фактически делает) и ролевое ожидание (это то, что от него ожидают. Если эти два аспекта не совпадают, то возникает ролевой конфликт.

По Минцбергу:

— Межличностные роли: Представитель, лидер, связник (обладает большими связями)

— Информационные роли: Аналитик (анализирует информацию), распространитель информации, докладчик.

— Решающие роли: Предприниматель, корректор, распределитель ресурсов, посредник (приговорщик – быстро принимает решения)

Наши рекомендации