Принятие управленческих решений как связующая функция менеджмента
Управленческое решение – это результат управленческой деятельности направленное на решение проблемной ситуации.
Управленческое решение – основной вид управленческого труда, включающий совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Виды управленческих решений:
— Стратегические (принимаются на верхнем этаже власти), тактические (на среднем этаже)
— Долгосрочные (от 3х до 5ти лет), среднесрочные (от года до 3х), краткосрочные (до 1 года).
— Вышестоящих органов, собственные, нижестоящих органов.
— Директивные (организационно-распределительные, обязательные), рекомендательные (экономические), ориентирующие (социально-психологические)
— Единоличные, коллективные
— Общие и специальные
— Плановые и внеплановые
— Производственные, кадровые, экономические, социальные. (по функциям)
Управленческое решение как процесс
Предполагает несколько этапов:
→ Сбор информации о возможных проблемах. Необходимо найти «разрывы» между плановыми целями и тактическими результатами их выполнений. Для этого нужна само регулируемая система управлений. Тут поможет система прогнозирования и система контроля, в современных компаниях информацию которую можем получить от контроля и прогнозирования, формируется и накапливается в информационной системе.
→ Анализ проблемы, выявление и определение причины её возникновения. Организационная проблема индетифицируется руководителем по доступности информации и вероятности неудачного выбора, таким образом, организационная проблема может иметь различную степень риска принятия управленческого решения. Возможно 4 ситуации:
Проблемы | Доступность информации | Вероятность неудачного выбора |
Стандартные | Максимальное | Минимальна |
Рискованные | Высокая | Есть |
Ситуация неуверенности | Низкая | Низкая |
Неопределённость | Минимум | Максимальная |
В 3й ситуации творческое решение
В 4й ситуации принимаются решения в виде прогнозов, пишутся сценарии решения
→ Формулирование целей решения проблемы. Цель, решение проблемы определяется следующими показателями: Поддержка ресурсами принимаемого решения. Сильное давление внешней среды на проблему. Открытие дополнительных возможностей в результате решения проблемы.
→ Обоснование стратегий решения проблемы, определение факторов обуславливающих её решение. Факторы: последствия проблемы, срочность, сила воздействия на организацию, жизненный цикл проблемы.
→ Выработка вариантов решения. Для выработки вариантов выбирается либо коллективное решение (мозговой штурм, метод делфи, метод ТРИЗ, адвокат дьявола) либо с использованием математических методов. Построение модели решения и проведение расчётов по каждой задаче. Прогнозирование результатов, и разработка вариантов решений по всей задаче.
→ Выбор лучшего варианта. На выбор лучшего варианта могут влиять ошибки восприятия информации: игнорирование законов случайности, неверная оценка шансов, необоснованное чувство уверенности, влияние формулировки проблемы на её решение, неопределённая вероятность событий прошлого, и переоценка прогнозов прошлого.
→ Корректировка и согласование решения. Утверждение решения.
→ Реализация решения, разработка рабочего плана, Контроль и оценка эффективности принятого и реализованного решения.
Требования к управленческим решениям
— Эффективность
— Экономичность – достижение целей с наименьшими затратами.
— Своевременность
— Обоснованность – должно учитывать факторы, обуславливающие его принятие
— Реальность – должно соотвествовать реальным возможностям организации
Методы принятия управленческих решений
— Индивидуальные (личностные). Основываются на аналитических способностях руководятелей. Разновидности: Решения уравновешенного типа; импульсивные решения; инертные решения, рискованные решения, решения осторожного типа.
— Коллективные методы – предполагает привлечение к процессу принятия решений определённого круга лиц. Способы: Собрания; совещания; работа комиссий; «мозговой штурм» и «кольцевая система»
— Количественные (математические) методы – в основе лежит научно-практический подход предполагающий подготовку и выбор решений с использованием больших массивов информации (с помощью ЭВМ). Реализуются путём моделирования, прогнозирования, программирования.
Определение типа личности по Майер-Брикс.
Организация исполнения решений предполагает:
— Оформление решения: разработки целевого, под конкретное решение плана; Подготовка и оформление письменного приказа, распоряжения, инструкции.
— Доведение принятого решения до исполнителей по каналам коммуникации в оптимальной форме. Каналы: письменный, устный, технический, графический, не вербальный (устно); слухи.
— Организация трудовой деятельности исполнителей: Подбор и расстановка исполнителей; Уточнение конкретных задач (функций) исполнителям; Организацию всестороннего обеспечения труда; стимулирование исполнителей.