Возникающие кризисы естественны, и это новые возможности к обновлению и развитию


Управляется предпринимателем Неформальная структура   Основа роста - творчество Функциональная организация управления   Рост в определенном направлении Децентрализация структуры с целью мотивации нижних уровней   Центры прибыли   Основа роста – делегирование полномочий Объединение децентрализован-ных подразделений   Центры инвестирования   Основа роста - координация Сотрудничество и работа в проблемно-ориентированных группах   Основа роста - кооперация
¨ Крупная Кризис руководства Кризис автономии Кризис контроля Кризис финиша
 
Кризис
Кризис
Кризис
Кризис
РАЗМЕР КОМПАНИИ

  Вступление Формализация Экспансия Координация Соучастие
Небольшая Молодая Старая
      ВОЗРАСТ КОМПАНИИ    
             

Рис. 4.8.Стадии организационного развития по Л. Грейнеру

Возникающие кризисы естественны, и это новые возможности к обновлению и развитию - student2.ru

Рис. 4.9. Жизненный цикл организации по И. Адизес

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, учебного занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия) Литература Формы контроля знаний
Лекции Практические (семинарские занятия) Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента иное
  Основы менеджмента (46 ч.)   8 ЛЗ      
Введение в менеджмент (3 ч.)            
1.1 1. Управляющая и управляемые подсистемы. 2. Организация (предприятие) как открытая система 3. Сущность предпринимательства и менеджмента.         Компьютерная презинтация №1    
1.2 1. Взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса 2. Менеджер, бизнесмен, предприниматель – общие признаки и отличительные черты 3. Менеджмент как социальное и предпринимательское           [1,2,3] Опрос Тест №1
Эволюция теории управления (7 ч.)          
2.1 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента 2. Научная школа управления. 3. Административная школа управления. 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук         Компьютерная презинтация №2    
2.2 1. Содержание и этапы процессного подхода 2. Сущность системного подхода к менеджменту 3. Ситуационный подход к менеджменту           [1,2,3] Опрос Тест №2
2.3 1. Задачи прагматической школы 2. Концепции социальной школы и этапы развития социальной ответственности 3. Многофакторные, синтетические теории управления 4. Концепция управления по целям 5. Современные зарубежные модели менеджмента       4 ЛЗ     [1,2,3] Конспект лекций
Система категорий менеджмента (5 ч.)          
3.1 1. Система категорий менеджмента и их взаимосвязь. 2. Содержание понятие цели в менеджменте. 3. Классификация целей.         Компьютерная презинтация №3    
3.2 1.Требования к формулировке принципов менеджмента. 2.Принципы управления современным предприятием, их состав и системность. 3.Управление по целям           [1,2,3] Опрос  
3.3 1.Области применения программно-целевого управления. 2.Понятие принципов менеджмента.       2 ЛЗ     [1,2] Конспект лекций
4. Функции менеджмента (6 ч.)            
4.1. 1. Понятие функций менеджмента и их место в системе категорий менеджмента. 2. Общие и специальные функции менеджмента, их взаимосвязь. 3. Планирование как функция менеджмента: цель, содержание и результаты выполнения функции.           Компьютерная презинтация №4    
4.2 1. Организация как функция менеджмента. 2. Делегирование полномочий         Компьютерная презинтация №4    
4.3 1. Контроль как функция менеджмента. 2. Виды и этапы контроля. 3. Мотивация как функция менеджмента. 4. Процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. 5. Применение теорий мотивации в практике             [1,2,3] Опрос Тест №5
Общая характеристика традиционных и новых структур управления (5 ч.)          
5.1 1. Сущность и содержание организационной структуры управления предприятием. 2. Элементы и связи в организационной структуре. 3. Типы организационных структур управления. 4. Критерии эффективности применения бюрократических структур и систему управления.         Компьютерная презинтация №5    
5.2 1. Характеристика проектных структур управления. 2. характеристика матричных структур управления. 3. Характеристика новых структур и систем управления. 4. Критерии эффективности применения адаптивных структур и систему управления.           [1,2,3] Опрос  
5.3 1. Методы проектирования организационных структур предприятия. 2. Анализ существующей организационной структуры. 3. Корректировка организационных структур.       2 ЛЗ     [1,2] Конспект лекций
Методы менеджмента. (4 ч.)            
6.1 1. Понятие, состав, место методов в системе категорий менеджмента. 2. Классификация методов менеджмента. 3. Административные методы менеджмента. 4. Место экономических методов в системе методов менеджмента.         Компьютерная презинтация №6    
6.2 1.Факторы, определяющие приоритетное значение экономических методов в практике работы предприятий. 2.Экономические законы, интересы и расчет как основа экономических методов. 3.Социально - психологические методы менеджмента.           [1,2,3] Опрос Тест №7
Управленческие решения (4 ч.)            
7.1 1.Управленческие решения: понятие, функции, требования и свойства, место в системе категорий менеджмента. 2.Классификация управленческих решений. 3.Технологический процесс управления: общая характеристика, этапы принятия управленческих решений и их реализации. 4.Методы принятия управленческих решений.         Компьютерная презинтация №7    
7.2 1.Коллегиальные формы принятия управленческих решений: основные проблемы, принципы и методы. 2.Экспертные методы. 3.Эвристические методы 4.Табличная техника принятия решений.           [1,2,3] Опрос Тест №8
Лидерство и стиль руководства (3 ч.)            
8.1 1.Природа и понятие лидерства. 2.Лидер и менеджер, их отличия. 3.Основные подходы к проблеме лидерства: теория личных качеств, поведенческий и ситуационные подходы.         Компьютерная презинтация №8    
8.2 1.Теории «X» и «Y». 2.Характеристика одномерных стилей: авторитарный, демократический и либеральный стили руководства           [1,2,3] Опрос Тест №9
Управление конфликтами и стрессами (3ч.)            
9.1 1.Природа конфликта. 2.Функциональный и дисфункциональный конфликты. 3. Действия менеджеров при разрешении конфликтов.         Компьютерная презинтация №9    
9.2 1.Разработка мероприятий, снижающих уровень стресса в организациях 2.Управление стрессами. 3.Природа и причины стресса.           [1,2,3] Опрос Тест №10
Деловое общение (3 ч.)            
10.1 1.Понятие коммуникации. 2.Вербальная и невербальная коммуникации. 3.Процесс коммуникации. 4. Коммуникационные барьеры         Компьютерная презинтация №10    
10.2 1.Формы делового общения: деловой разговор, деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры, симпозиум, семинар, презентация.           [1,2,3] Опрос Тест №11
Организационная культура предприятий (3 ч.)            
11.1 1.Содержание и признаки организационной культуры. 2. Основные подходы к классификации организационной культуры. 3. Субъективная и объективная организационная культура.         Компьютерная презинтация №11    
11.2 1.Изменение и развитие организационной культуры 2.Механизм формирования организационной культуры. 3.Роль менеджера в формировании организационной           [1,2,3] Опрос Тест №12



Тема 5. основная функция планирование

Теперь посмотрим на развитие менеджмента с других позиций, выражающих его содержательную направленность и отражающих научные познания в практике разработки основополагающих документов и проектов развития и управления организацией в частности, коммерческих планов, стратегических планов, стратегий развития и управления.

Целеполагание или стратегические ориентиры деятельности организации.Целеполагание - это:

Ø Процесс связанный с поиском, оценкой и выбором целей. Ø Для человека Цель выступает в роли средства удовлеиворения своих потребностей Ø Для организации Цель является Причиной ее создания, а сама организация служит Средством достижения Целей Ø Цель - это взгляд в будущее Ø Цели характеризуют не то, что Вы делаете, предмет деятельности организации, а для чего это делаете  

Планирование (в последствии, стратегическое планирование):

- это взгляд в будущее состояние компании во внешней среде;

- это выбранный путь движения к цели;

- это способ достижения целей (движение к целям).

Стратегические ориентиры:

· Видение или общая концепция (философия) бизнеса

· Бизнес-идея

· Миссия

· Целевые установки

· Цели

· Задачи

· Мероприятия

Дерево целеполагания:

Возникающие кризисы естественны, и это новые возможности к обновлению и развитию - student2.ru

Рис. 5.1.Дерево целеполагания

Видение - это:

Ø Руководящая философия бизнеса; Ø Идеальная картина того состояния бизнеса, которое может быть достигнуто при самом благоприятном стечении обстоятельств и в соответствии с мечтами владельца или руководителя; Ø Ориентир в процессе разработки целей, отражающих уровень деловых притязаний.  

В Видениеотражаются ценностные ориентиры руководителей и хозяев предприятия, и их индивидуальные потребности, уровень притязаний, образ мышления, уровень культуры, знания, опыт.

Через Видениевыражаются потребности людей, побуждающие к действию факторы

Назначение Видения:

Ø Придать смысл труду, создать мотивацию;

ПРИМЕРЫ

· SKANSKA намерена стать мировым лидером – первое слово и право выбора за клиентом в проектировании и строительстве объектов и сервисной инфраструктуры

· Достигнуть 100%-го уровня удовлетворения клиента …ежедневно… в каждом ресторане… каждого клиента (MCDONALDS)

· Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйдя на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности (GENERAL ELECTRIC)

· Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу клиентов (APPLE COMPUTER)

Бизнес-идея - это:

Ø Наиболее общие ориентиры предмета деятельности фирмы: "Что мы желаем производить?", "Чем будем заниматься?", Кто наши потенциальные клиенты?".

Миссия - это:

Ø Четко выраженная Причинасоздания организации, ее Главная Цель, определяющая качественно ее желаемое состояние.

В Миссии должны быть чётко сформулированы ответы на вопросы:

1. Какой вид бизнеса мы выбираем? 2. Какие отличительные особенности этого бизнеса? 3. На каких потребителей он рассчитан? Кто наши клиенты? 4. Какими Ценностными ориентирами мы будем руководствоваться в своей деятельности? 5. Какой уровень наших притязаний?

Сущность бизнес-миссии:

Миссия - это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры фирмы и стратегии их достижения, важные с точки зрения как объединения усилий всего персонала, так и восприятия фирмы потребителями, партнёрами, общественностью.

Изменение бизнес-миссии:

Миссия бизнеса не определяется раз и навсегда. Она должна все время приспосабливаться к изменениям во внешней среде и, прежде всего, к изменениям в потребностях клиентов. Разрабатывается, как правило, до 3-х лет.

Ограничения при формировании бизнес-миссии:

Если фирма слишком узко определяет свою миссию, она сдерживает возможности расширения сферы деятельности.

Напротив, миссия не должна быть слишком широка, т.к. в этом случае она не будет задавать направление работы фирмы.

В зависимости от ориентации компании, бизнеса (на товар/услуги – на продажу или на потребителя – на создание потребительской ценности), Миссия формулируется по разному алгоритму:

Наши рекомендации