Тема. Коммуникации в управлении
Управление – это информационный процесс. Информация – это:
1) содержательное понимание (все то, что устраняет степень незнания)
2) формализованные модели (мера разнообразия)
3) теория познания и отражения
4) учет ее связи со свойствами материи
Информационный процесс – это реализация определенного информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие – это взаимодействие объектов, приводящее к изменению знаний хотя бы одного из них. Информационные технологии – это последовательность действия по преобразованию информационных ресурсов в информационные продукты. Информационное взаимодействие между системами осуществляется посредством сигналов – физических процессов, переносящих информацию, которая чаще представлена в виде символов, знаков или звуков. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе. За объем информации принимают меру устранения неопределенности знания. Единица измерения неопределенности – бит. Неопределенность зависит не только от числа возможных состояний, но и от вероятности их наступления. Передача информации это коммуникация. Коммуникация (лат.communicatio – сообщение, передача) – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями,
передача того или иного содержания от одного сознания к другому.
Коммуникация:
· процесс (М.Х. Мексон и др.)
· канал связи (Э.Роджерсон и др.)
· функция (Л. Берталанфи)
· услуга
· система
Коммуникация это взаимодействие между экономическими субъектами, опосредованное сообщением. Типы:
Коммуникация → пространственная смысловая
(транспортная)
внутрисубъектная социальная
(внутренняя) (внешняя)
междуобъектная групповая массовая
Обмен информацией – это связующий процесс управленческой деятельности. 75% американских, 65% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности.
Коммуникации в организациях:
· межуровневые – по нисходящей
по восходящей
· коммуникации между различными отделами (горизонтальные)
Коммуникации руководитель – подчиненный (межличностные):
· прояснение задач, приоритетов, ожидаемых результатов
· обеспечение вовлеченности в решение задач
· обсуждение проблем эффективности работы
· достижение признания и вознаграждения с целью мотиваций
· совершенствование и развитие способностей подчиненных
· оповещение о грядущих изменениях
· сбор информации о проблеме
«Слухи» - неточные сообщения (сведения прошедшие по системе тайного сообщения). Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов:
· предстоящие сокращения
· грядущие перемещения и повышения
· изменения в структуре организации
· новые наказания (например, за опоздание)
· споры руководителей
· кто кому назначает свидание после работы
Содержание процесса коммуникаций.
Коммуникация – это обмен. В ходе обмена обе стороны играют активную роль.
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания обмена. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1) отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2) сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов
3) канал – средство передачи информации
4) получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее
Этапы процесса обмена:
1) зарождение идеи
2) кодирование и выбор канала
3) передача
4) декодирование
Прежде чем передать идею, отправитель должен закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Кодирование превращает идею в сообщение. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя.
Содержание процесса обмена информацией не возможно без обратной связи. Обратная связь – это реакция на то, что услышано, прочитано или увидено. Обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Обратная связь позволяет обеим сторонам подавлять шум. Шум – это то, что искажает смысл.
Межличностные коммуникации. 50-90% времени руководитель тратит на разговоры (прямой межличностный обмен информацией). Факторы, влияющие на межличностные коммуникации:
· восприятие
· семантика
· обмен невербальной информацией
· некачественная обратная связь
· плохое слушание
Восприятие: компетентность, накопленный опыт, интересы, социальные установки
Стиль общения
Семантика – изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами
· опыт
· контекст (ситуация в которой использованы символы) (разные люди по разному говорят одни и те же слова; надо быть понятым)
Невербальная информация. Вербальные символы – это слова. Невербальные символы – все, кроме слов (улыбка, гримаса, обмен взглядами и т.д., как произносятся слова).
Кит Дэвис наставления по искусству эффективно слушать:
· перестаньте говорить
· помогите говорящему
· раскрепоститься
· покажите говорящему, что вы готовы слушать
· устраните раздражающие моменты
· сопереживайте говорящему
· будьте терпеливы
· сдерживайте свой характер
· не допускайте споров или критики
· задавайте вопросы
Совершенствование искусства общения:
· проясняйте свои идеи перед началом их передачи
· будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам (употребляя точные слова, вы выигрываете в результативности)
· следите за языком собственных поз, жестов и интонациями
· излучайте симпатию и открытость (эмпатия – это внимание к чувствам других людей)
· добивайтесь установления обратной связи