Особенности национальной американской модели менеджмента: среда и внутренняя структура, роль менеджеров
Национальная модель менеджмента – это такая модель менеджмента, при которой базовым фактором является национальные культурные традиции и ценности. Стиль управления создаётся с учётом этих ценностей.
Американская модель менеджмента:
Ценности, характерные для американской культуры: свобода, независимость, индивидуализм, конкуренция, материальная собственность.
На американскую модель влияют факторы:
Внешние: | Внутренние: |
— Акционерный капитализм — Протестантизм, работа как вызов (отношение к работе как к подвигу) — Социальный фактор опред разнообразных культур эмигрантов и не длительным периодом развития всего общества — Система государственных законнов по поддержке свободы конкуренции и равных условий — Сеть образовательных школ по менеджменту и селедов центров по бизнесу — Молодое общество | — Множество акционеров — Стратегия региональных представительств — Функциональные структуры с узкими специализациями — Краткосрочный найм (3-5 лет на 1м месте) — Система принципов и оценка стоимости бизнеса — Система участия в прибылях и бонусная система — Позиционирование (бренды) |
Организация как организация, в компании:
— Отбирает важные функции, выделяет операции, необходимые для решения важных задач – рациональные модель менеджмента
— Определённый объём экономической ответственности каждого сотрудника
— Образование стоится по принципу развития новых компетенций (SKILL)
— Периодически проводятся управленческие ревизии
— Увольнение персонала как форма спасения корпорации
— Состав управленческих кадров специалистов, на конкретную функцию
Теория «А» У.Оучи
— Формализованная оценка труда сотрудников
— Малые вложения в обучение и соответств, обучение конкретных навыков
— Специализированная лестница продвижений
— Обязанности сторон, их ответственность определяется в контрактах, решение прямо и однозначно
— Стимулирование явл основным методом воздействия
— Работник получает задачи, и сам его выполняет
— На первом месте управления лежат внешние факторы
Менеджер-ковбой:
— Работа как вызов, уметь продать себя
— Главное – получить прибыль
— Роль менеджеров внешнего звена
14.Особенности национальной японской модели менеджмента: среда и внутренняя структура, роль менеджеров
Японская национальная модель:
Принадлежность, групповая гармония, коллективизм, сотрудничество, терпение, качество и преемственность. Для японской модели характерно единое управление.
Внешняя среда: | Внутренняя среда: |
— Банковский капитализм — Стратегическая государственная программа по достижению технического превосходства (за 4 года – 1000 патентов) — Дзен-будизм и эстетика работы и технологии — Одна культура — Дешёвая рабочая сила – высокая производительность — Отсутствие резкого социального расслоения | — Стабильные акционеры — Стратегия глобального экспорта — Пожизненный найм – внутренние контракты, рост зарплаты от стажа. — Сетевая структура управления — Философия качества – содержать в чистоте, совершенствовать и т.д. Кружки качества, кайдзен |
Организация как семья:
— Жёсткий отбор кадров – «сезон охоты» 6 месяцев
— Социальная ответственность
— Непрерывное обучение
— Управленческий контроль – По этому контроль руководителя выражается в формуле: проверка – помощь
— Вознаграждение и наказание – Вознаграждение выдаётся за полезные предложения за «преданность своему делу как образец для коллег». Наказание присутствует: выговор штраф, увольнение. Увольнять могут за неповиновение инструкциям старших.
Состав управленческих кадров: дойти до высшего менеджмента человек может только после 55 лет, при условии прохождения всех уровней, и долгого нахождения в компании.
Теория Z Уильяма Оучи
— Неформальная оценка труда
— Крупные вложения в обучение и общее обучение всех сотрудников
— Долгосрочный найм. На первом месте в правлении внутренние факторы
— Неспециализированная лестница продвижений или карьера «змейкой»
— Обязанность и ответственность сами собой подразумеваются и выполняются без отражения в трудовом контракте
— Групповая ориентация в работе: коллективная ответственность, коллективный контроль, и оплата труда по показателям работы группы.
Менеджер – самурай: Работа как призвание, и служба корпорации; Главное – создать производительный коллектив; В организациях прежде всего ценится менеджер среднего звена, который координирует работу сетевых структур; Главные качества – концептуальные
14 принципов японской модели:
Философия, процесс:
1. Философия долгосрочной перспективы – принимать решения необходимо с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям
2. Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем. – Сократить до минимума когда незавершённая работа стоит без продвижения.
3. Использование системы вытягивания чтобы избежать перепроизводства
4. Распределение объёма работ равномерно – работай как черепаха, а не как заяц, устранение перегрузки
5. Остановка производства с целью решения проблем – часть производственной культуры, если того требует качество.
6. Стандартные задачи – основы непрерывного совершенствования и делегирования до полного сотрудничества
7. Визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной
8. Использовать только надёжную испытанную технологию
Ценности:
9. воспитывай лидеров, которые досконально знают своё дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других – и лучше воспитывать своих лидеров, чем покупать их за пределами компании
10. Воспитание незаурядных людей, формирует команды исповедующие философию компании.
11. Уважение к партнёрам и поставщикам, ставятся перед ними трудные задачи, и помогают им совершенствоваться
Непрерывное обучение:
12. Чтобы разобраться в ситуации нужно увидеть всё своими глазами
13. Решения принимаются не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты, внедряя его немедля
14. Станьте обучающейся структурой за счёт неустанного самоанализа (Хансей) и непрерывного совершенствования (Кайдзен)
Европейская модель похожа на американскую, но основные ценности: верность традиции, индивидуализм.
Реализует: Оценка по результату; Работа по проектам и контрольный найм; Мобильные способы передвижения работников
15. Особенности национальной российской модели менеджмента: среда и внутренняя структура, роль менеджеров
Российская модель.
Ценности: Коллективизм, сотрудничество, победа, креативность, готовность к риску и неформальность отношений, благотворительность, лень.
Факторы влияющие на развитие:
Внешняя среда | Внутренняя (аварийное состояние) |
— Государственный капитализм – понятие «частная собственность» размыто. — Православие как религия. Работа рассматривается как «необходимость». — «Больное» общество – отношение к законам и ценностям двойственные и пренебрежение — Государственная программа зависит от политической структуры и условия конкуренции неравны — Образовательная система оторвана от практики — Нехватка профессиональной рабочей силы в разных сферах — Экспортная зависимость экономики | — Контроль у аукционеров за менеджером нет — Линейная структура с командно-административной системой управления — Стратегия развития для каждого региона отдельная — Зависимость работников от руководителя — Корпоративный шантаж — Система распределения бюджета |
Организация как «поле боя»
— Набор персонала «в слепую»
— Пренебрежение к законам, правилам, стандартам
— Переизбыток информации проектов
— Нет оценки стоимости бизнеса
— Завышенность цели руководителей
— Принимается бригадная форма работы, но существует и обратная форма, такое явление как «круговая порока»
— Проблема безбилетников
Менеджер-разведчик
— Работа как «борьба» с системой
— Главное – выход из кризиса, предугадать все риски
— Менеджер высшего звена
— Главные качества – личностные, умение управлять конфликтом.