Особенности национальной американской модели менеджмента: среда и внутренняя структура, роль менеджеров

Национальная модель менеджмента – это такая модель менеджмента, при которой базовым фактором является национальные культурные традиции и ценности. Стиль управления создаётся с учётом этих ценностей.

Американская модель менеджмента:

Ценности, характерные для американской культуры: свобода, независимость, индивидуализм, конкуренция, материальная собственность.

На американскую модель влияют факторы:

Внешние: Внутренние:
— Акционерный капитализм — Протестантизм, работа как вызов (отношение к работе как к подвигу) — Социальный фактор опред разнообразных культур эмигрантов и не длительным периодом развития всего общества — Система государственных законнов по поддержке свободы конкуренции и равных условий — Сеть образовательных школ по менеджменту и селедов центров по бизнесу — Молодое общество — Множество акционеров — Стратегия региональных представительств — Функциональные структуры с узкими специализациями — Краткосрочный найм (3-5 лет на 1м месте) — Система принципов и оценка стоимости бизнеса — Система участия в прибылях и бонусная система — Позиционирование (бренды)

Организация как организация, в компании:

— Отбирает важные функции, выделяет операции, необходимые для решения важных задач – рациональные модель менеджмента

— Определённый объём экономической ответственности каждого сотрудника

— Образование стоится по принципу развития новых компетенций (SKILL)

— Периодически проводятся управленческие ревизии

— Увольнение персонала как форма спасения корпорации

— Состав управленческих кадров специалистов, на конкретную функцию

Теория «А» У.Оучи

— Формализованная оценка труда сотрудников

— Малые вложения в обучение и соответств, обучение конкретных навыков

— Специализированная лестница продвижений

— Обязанности сторон, их ответственность определяется в контрактах, решение прямо и однозначно

— Стимулирование явл основным методом воздействия

— Работник получает задачи, и сам его выполняет

— На первом месте управления лежат внешние факторы

Менеджер-ковбой:

— Работа как вызов, уметь продать себя

— Главное – получить прибыль

— Роль менеджеров внешнего звена

14.Особенности национальной японской модели менеджмента: среда и внутренняя структура, роль менеджеров

Японская национальная модель:

Принадлежность, групповая гармония, коллективизм, сотрудничество, терпение, качество и преемственность. Для японской модели характерно единое управление.

Внешняя среда: Внутренняя среда:
— Банковский капитализм — Стратегическая государственная программа по достижению технического превосходства (за 4 года – 1000 патентов) — Дзен-будизм и эстетика работы и технологии — Одна культура — Дешёвая рабочая сила – высокая производительность — Отсутствие резкого социального расслоения — Стабильные акционеры — Стратегия глобального экспорта — Пожизненный найм – внутренние контракты, рост зарплаты от стажа. — Сетевая структура управления — Философия качества – содержать в чистоте, совершенствовать и т.д. Кружки качества, кайдзен

Организация как семья:

— Жёсткий отбор кадров – «сезон охоты» 6 месяцев

— Социальная ответственность

— Непрерывное обучение

— Управленческий контроль – По этому контроль руководителя выражается в формуле: проверка – помощь

— Вознаграждение и наказание – Вознаграждение выдаётся за полезные предложения за «преданность своему делу как образец для коллег». Наказание присутствует: выговор штраф, увольнение. Увольнять могут за неповиновение инструкциям старших.

Состав управленческих кадров: дойти до высшего менеджмента человек может только после 55 лет, при условии прохождения всех уровней, и долгого нахождения в компании.

Теория Z Уильяма Оучи

— Неформальная оценка труда

— Крупные вложения в обучение и общее обучение всех сотрудников

— Долгосрочный найм. На первом месте в правлении внутренние факторы

— Неспециализированная лестница продвижений или карьера «змейкой»

— Обязанность и ответственность сами собой подразумеваются и выполняются без отражения в трудовом контракте

— Групповая ориентация в работе: коллективная ответственность, коллективный контроль, и оплата труда по показателям работы группы.

Менеджер – самурай: Работа как призвание, и служба корпорации; Главное – создать производительный коллектив; В организациях прежде всего ценится менеджер среднего звена, который координирует работу сетевых структур; Главные качества – концептуальные

14 принципов японской модели:

Философия, процесс:

1. Философия долгосрочной перспективы – принимать решения необходимо с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям

2. Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем. – Сократить до минимума когда незавершённая работа стоит без продвижения.

3. Использование системы вытягивания чтобы избежать перепроизводства

4. Распределение объёма работ равномерно – работай как черепаха, а не как заяц, устранение перегрузки

5. Остановка производства с целью решения проблем – часть производственной культуры, если того требует качество.

6. Стандартные задачи – основы непрерывного совершенствования и делегирования до полного сотрудничества

7. Визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной

8. Использовать только надёжную испытанную технологию

Ценности:

9. воспитывай лидеров, которые досконально знают своё дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других – и лучше воспитывать своих лидеров, чем покупать их за пределами компании

10. Воспитание незаурядных людей, формирует команды исповедующие философию компании.

11. Уважение к партнёрам и поставщикам, ставятся перед ними трудные задачи, и помогают им совершенствоваться

Непрерывное обучение:

12. Чтобы разобраться в ситуации нужно увидеть всё своими глазами

13. Решения принимаются не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты, внедряя его немедля

14. Станьте обучающейся структурой за счёт неустанного самоанализа (Хансей) и непрерывного совершенствования (Кайдзен)

Европейская модель похожа на американскую, но основные ценности: верность традиции, индивидуализм.

Реализует: Оценка по результату; Работа по проектам и контрольный найм; Мобильные способы передвижения работников

15. Особенности национальной российской модели менеджмента: среда и внутренняя структура, роль менеджеров

Российская модель.

Ценности: Коллективизм, сотрудничество, победа, креативность, готовность к риску и неформальность отношений, благотворительность, лень.

Факторы влияющие на развитие:

Внешняя среда Внутренняя (аварийное состояние)
— Государственный капитализм – понятие «частная собственность» размыто. — Православие как религия. Работа рассматривается как «необходимость». — «Больное» общество – отношение к законам и ценностям двойственные и пренебрежение — Государственная программа зависит от политической структуры и условия конкуренции неравны — Образовательная система оторвана от практики — Нехватка профессиональной рабочей силы в разных сферах — Экспортная зависимость экономики — Контроль у аукционеров за менеджером нет — Линейная структура с командно-административной системой управления — Стратегия развития для каждого региона отдельная — Зависимость работников от руководителя — Корпоративный шантаж — Система распределения бюджета

Организация как «поле боя»

— Набор персонала «в слепую»

— Пренебрежение к законам, правилам, стандартам

— Переизбыток информации проектов

— Нет оценки стоимости бизнеса

— Завышенность цели руководителей

— Принимается бригадная форма работы, но существует и обратная форма, такое явление как «круговая порока»

— Проблема безбилетников

Менеджер-разведчик

— Работа как «борьба» с системой

— Главное – выход из кризиса, предугадать все риски

— Менеджер высшего звена

— Главные качества – личностные, умение управлять конфликтом.

Наши рекомендации