Стратегические альтернативы и их реализация
Перед организацией стоят четыре основных стратегических альтернативы:
· ограниченный рост;
· рост;
· сокращение;
· сочетание 3-х предыдущих.
Ограниченный рост – для этой альтернативы характерно установление целей от достигнутого с учётом инфляции.
Эту стратегию применяют в зрелых отраслях со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением.
Рост – эта стратегия осуществляется путём ежегодного значительного превышения уровня целей от уровня предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним и внешним.
Внутренний рост – это расширение ассортимента товаров или производственных площадей, диверсификация. Диверсификация – разнообразие продукции.
Внешний рост – может быть в виде вертикальной и горизонтальной формы.
Сокращение – уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом (стратегия последнего средства).
В рамках этой стратегии имеется несколько вариантов: ликвидация; отсечение лишнего – избавиться от некоторых видов деятельности или подразделений; сокращение или переориентация.
Сочетание 3-х предыдущих – свойственна для крупных организаций, активно действующих в нескольких отраслях.
При выборе стратегии целью является выбор той альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации.
Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
Для реализации стратегий разрабатывается тактика, политика, процедуры и правила.
Тактика – это краткосрочные и среднесрочные планы, согласующиеся со стратегическими и представляющие собой действия по достижению стратегии.
Политика – это общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.
Процедура – описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации (последовательность действий).
Правило – точно определяет что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.
Оценка стратегии проводится путём сравнения результатов работы с целями. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.
При оценке стратегического планирования необходимо ответить на следующие вопросы:
· является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?
· предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
· обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
· учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
· является ли стратегия лучшим способом применения ресурсов организации?
Выводы:
1. Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения.
2. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.
3. Ключевым компонентом стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования. Первым этапом планирования является выбор миссии и конкретных целей, обеспечивающих её достижение.
4. Миссия организации должна быть официально сформулирована, о ней должно быть сообщено сотрудникам организации, она служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения.
5. Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми и взаимно поддерживающимися.
6. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, которые могут помочь или затруднить достижение целей организации.
7. Руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование.
8. В распоряжении организации имеются четыре стратегические альтернативы (ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание 3-х предыдущих).
9. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои альтернативы и варианты.
10. После выбора основополагающей общей стратегии, её необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.
11. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров (тактики, политики, процедур и правил).
12. При реализации или изменении стратегии руководство всегда должно учитывать её взаимосвязь со структурой и объединить формирование структуры организации и планирование.
Контрольные вопросы
1. Дать определение стратегии.
2. Перечислить этапы стратегического планирования?
3. Какова роль стратегического плана в системе планов организации?
4. Возможные стратегические альтернативы.
5. Что представляют собой горизонтальный и вертикальный рост?
6. В чем отличие стратегии и тактики?
8.Организация как функция менеджмента.