Трудоемкость и структура учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5,5 зачетных единиц, 198 часов.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов
Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента | Трудоемкость в часах |
Аудиторные занятия,в т.ч. | |
лекции | |
практические (семинарские) занятия | |
лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа студента,в т.ч. | |
подготовка к практическим занятиям | |
подготовка к семинарским занятиям | - |
подготовка к лабораторным занятиям | - |
проработка лекционного материала | |
изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу | |
выполнение расчетно-графических работ | - |
выполнение домашних заданий | |
выполнение курсового проекта (работы) | |
подготовка к текущему контролю | |
подготовка к промежуточной аттестации – экзамен | |
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам аудиторных занятий, формы текущего контроля
Номер семестра. Форма промежуточной аттестации | Номер раздела дисциплины | Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины | Код компетенции | Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам учебной нагрузки (в часах) | Формы текущего контроля | ||||
Лекции | Практические/ семинарские занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа студентов | Всего часов | |||||
экзамен | Предмет, содержание и задачи дисциплины «Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта» | ОК - 11 | - | ||||||
Транспорт в системе народного хозяйства и его особенности как отрасли материального производства | ОК-6, ОК-9, ПК-15 | - | Т | ||||||
Сущность и содержание менеджмента | ПК-15 | Т | |||||||
Основные принципы и особенности управления на транспорте | ПК-15 | Т | |||||||
Методы расчетов экономической эффективности капитальных вложений новой техники | ОК-31 | Т, ИДЗ | |||||||
Грузовые и пассажирские перевозки | ПК-15 | Т | |||||||
Экономика эксплуатационной работы транспорта | ПК-15 | Т, ИДЗ | |||||||
Основной капитал железнодорожного транспорта | ОК-11 | Т, ИДЗ | |||||||
Оборотный капитал железнодорожного транспорта. Организация материально-технического снабжения | ОК-11 | Т, ИДЗ | |||||||
Функция организации в менеджменте | ПК-25 | Т, ИДЗ | |||||||
Организация труда и его оплаты на транспорте | ПК-25 | Т, ИДЗ | |||||||
Мотивация как функция менеджмента | ПК-25 | Т | |||||||
Планирование текущих издержек. Организация и особенности планирования на транспорте | ПК-9 | Т, ИДЗ | |||||||
Финансы и кредиты на транспорте | ОК-11 | Т | |||||||
Производственно-экономическая система железнодорожного транспорта | ОК-11 | Т | |||||||
Экономический анализ хозяйственной деятельности | ПК-31 | Т, ИДЗ | |||||||
Функция организации в менеджменте | ПК-25 | Т, ИДЗ | |||||||
Планирование и прогнозирование на железнодорожном транспорте | ПК-15, ПК-24, ПК-25 | Т | |||||||
Итого часов за 9семестр | 90+36экз |
Лекции
№ занятия | Номер раздела дисциплины | Содержание лекции (перечень раскрываемых вопросов) | Методы обучения | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
1 Предмет, содержание и задачи дисциплины «Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта» 1.1 Понятие экономики. Структура экономических наук. 1.2 Предмет и задачи дисциплины “Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта». | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.1, глава1 1.3 глава 1 | ||
2 Транспорт в системе народного хозяйства и его особенности как отрасли материального производства 2.1 Роль транспорта в процессе общественного воспроизводства и в размещении производительных сил. 2.2 Особенности транспортной продукции. 2.3 Экономическая роль государства в развитии транспортного комплекса страны. Нормативно-правовая база, регулирующая финансово-хозяйственную деятельность отрасли. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.1 глава 3, 5,6,8,9 | ||
3 Сущность и содержание менеджмента 3.1 Сущность современного менеджмента. 3.2 Основные подходы к определению менеджмента. 3.3 Менеджмент как тип рыночного управления. 3.4 Факторы внешней и внутренней среды организации и их влияние на эффективность управления. 3.5 Процессный подход в менеджменте. Природа и состав функций менеджмента. 3.6 Системный подход в менеджменте. Понятие системы. Организация как открытая система. Система управления организацией. 3.7Субъект и объект управления. 3.8 Ситуационный подход в менеджменте. 3.9 Сущность и содержание контроля. Значение контроля в управлении современными организациями. Требования к контролю. Основные виды контроля. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.3 глава 8 | ||
4 Основные принципы и особенности управления на транспорте 4.1 Принципы научной организации управления. 4.2 Особенности организации управления на транспорте. 4.3 Специфическая централизация управления на транспорте, связанная с графиками и расписаниями движения на всех видах магистрального транспорта. 4.4 Развитие организационных форм управления транспортом и пути их совершенствования. 4.5 Производственно-территориальная система управления транспортом. 4.6 Особенности функций и методов управления на транспорте. | Объяснительно-иллюстративные лекция | |||
5 Методы расчетов экономической эффективности капитальных вложений новой техники 5.1Сущность и значение расчетов экономической эффективности капитальных вложений и новой техники. 5.2 Общая (абсолютная) экономическая эффективность. Показатели ее определяющие. 5.3 Сравнительная экономическая эффективность. Показатели ее определяющие. 5.4 Учет фактора времени при выборе вариантов технических решений с поэтапными капитальными вложениями. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.1 глава 7 1.4 глава 11 | ||
6 Грузовые и пассажирские перевозки 6.1 Общая характеристика грузовых перевозок. 6.2 Неравномерность грузовых перевозок. 6.3 Задачи и порядок планирования грузовых перевозок. 6.4 Планирование грузовых перевозок на основе методов рационального прикрепления производителей и потребителей продукции народного хозяйства. 6.2 Общая характеристика пассажирских перевозок. 6.3 Факторы, влияющие на объем пассажирских перевозок. 6.4 Неравномерность пассажирских перевозок. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.1, глава 15-18 1.2 глава 4,9 | ||
7 Экономика эксплуатационной работы транспорта 7.1.Система количественных и качественных показателей. 7.2. Показатели использования вагонов и пути их повышения. 7.3. Показатели использования локомотивов и пути их повышения. 7.4. Планирование работы подвижного состава. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.1. глава 20, 21, 1.2 глава 4 | ||
8 Основной капитал железнодорожного транспорта 8.1 Классификация и структура основного капитала. 8.2 Оценка стоимости основных производственных фондов. 8.3 Показатели использования основных производственных фондов. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.1. глава 13, 30 2.1 | ||
9 Оборотный капитал железнодорожного транспорта. Организация материально-технического снабжения 9.1Структура и классификация оборотного капитала. 9.2 Показатели использования оборотного капитала. 9.3 Система материально-технического снабжения транспорта. 9.4 Нормирование расходов материалов, топлива, электроэнергии. 9.5 Организация и планирование материально-технического снабжения на транспорте. 9.6 Задачи совершенствования материально-технического снабжения на транспорте. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.1 глава 13, 30 1.2 глава 8, глава 16 2.1 | ||
10 Функция организации в менеджменте 10.1 Понятие и значение организации в менеджменте. 10.2 Организация как процесс. 10.3 Сущность управленческих полномочий. Виды управленческих полномочий. 10.4 Понятие организационной структуры. Процесс формирования организационных структур. Типы организационных структур. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.3 глава 6, 9, 10 | ||
11 Организация труда и его оплаты на транспорте 11.1. Организация труда и ее особенности на транспорте. 11.2. Классификация затрат рабочего времени. 11.3. Нормирование труда. Методы нормирования труда. 11.4. Производительность труда, ее измерение и пути повышения. 11.5 Значение и функции заработной платы. 11.6 Тарифная система на железнодорожном транспорте. 11.7 Формы и системы оплаты труда. 11.8 Планирование фонда оплаты труда. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.1 главы 28,29 1.2 2.1 2.2 | ||
12 Мотивация как функция менеджмента 12.1 Мотивация деятельности в менеджменте. 12.2 Мотивация и стимулирование. 12.3 Сущность мотивационного процесса. 12.4 Содержательные теории мотивации. | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.3 глава 4 | ||
13,14 | 13 Планирование текущих издержек. Организация и особенности планирования на транспорте 13.1. Эксплуатационные расходы и их классификация. 13.2. Номенклатура расходов и принципы ее построения. 13.3. Состав элементов затрат текущих расходов. 13.4. Понятие стоимости и себестоимости. 13.5. Калькуляция себестоимости продукции. 13.6. Пути снижения себестоимости в условиях рынка. | лекция | 1.1. глава 11, глава 11, 25, 28, 30 1.2 глава 3 2.1 | |
14 Финансы и кредиты на транспорте 14.1 Социально-экономическая сущность и функции финансов. 14.2 Доходы. Порядок их формирования и использования. 14.3 Пути повышения доходности транспорта. 14.4 Образование и использование прибыли. 14.5. Рентабельность и пути ее повышения. | лекция | 1.1, глава 13, 2.1 | ||
15 Производственно-экономическая система железнодорожного транспорта 15.1 Собственность и формы хозяйствования в соответствии с действующим законодательством. 15.2 Владение, управление и распоряжение имуществом транспорта. 15.3 Производственно-экономическая система как совокупность экономических рычагов и стимулов работы транспорта. 15.4 Пути совершенствования производственно-экономической системы. 15.5 Основные понятия об аренде и арендном подряде. 15.6 Цели и задачи создания акционерных обществ. Правовые основы акционерных форм хозяйствования. Организация управления акционерным обществом. 15.7 Расчет финансовой деятельности акционерного общества (уставной капитал, стоимость акции, масса и ставка дивидендов, права и обязанности акционеров). | лекция | 1.1 глава 3, 14, 32 | ||
16 Экономический анализ хозяйственной деятельности 16.1 Задачи и методы анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности на транспорте. 16.2 Виды экономического анализа. 16.3 Анализ выполнения производственной программы, качества работы и технико-экономических показателей всей деятельности. 16.4 Анализ себестоимости, прибыли, рентабельности, баланса доходов и расходов и другие виды анализа. 16.5 Анализ темпов роста производительности труда и фонда заработной платы. 16.6 Источники и информация для анализа. Статистическая и бухгалтерская отчетность. 16.7 Использование результатов анализа при разработке организационно-технических мероприятии по повышению экономической эффективности производства. | лекция | 1.1 глава 11, 25, 28, 30 | ||
17 Функция организации в менеджменте 17.1 Понятие управленческой информации. Виды управленческой информации. 17.2 Информационное обеспечение менеджмента. 17.3 Сущность и содержание коммуникаций. Виды коммуникаций. 17.4 Коммуникационный процесс. Понятие коммуникационных барьеров. 17.5 Понятие коммуникационных сетей. Виды коммуникационных сетей. 17.6 Коммуникационные стили и их типы | Объяснительно-иллюстративные лекция | 1.3 глава 11 | ||
18 Планирование и прогнозирование на железнодорожном транспорте. 18.1 Принципы организации, планирования и прогнозирования на железнодорожном транспорте. 18.2 Задачи и основные принципы планирования и прогнозирования. 18.3 Стратегическое планирование работы железнодорожного транспорта. 18.4 Балансовый метод планирования. 18.5 Использование отчетных данных и результатов их анализа в планировании. 18.6 Виды транспортных планов, их составные части и взаимосвязь. 18.7 Система показателей плана. Порядок разработки планов. 18.8 Задачи совершенствования методов прогнозирования и планирования на транспорте. | лекция | 1.3 глава 5 |