Определение стратегии и ее видов

1. Становление и развитие понятия стратегии;

Виды стратегии.

1)

Стратегия – искусство полководца, разработка и осуществление боевых операций, решающих исход целых компаний, обеспечивающих победу над противником.

Термин стратегия впервые использовали во 2-й половине 1950 г. Сначала в качестве синонима долгосрочного планирования. Истоки теории деловой стратегии были заложены на испытательной базе ВВС США в 1926 г., командующий которой нашел зависимость, описываемую «кривой опыта».

По определению стратегии в теории и практике множество различных определений.

И. Ансофф: Стратегия – способ установления целей для корпоративного, делового и функционального управления.

М. Портер: Стратегия – способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны.

Основная задача стратегии по Портеру – достижение организацией долгосрочных конкурентных преимуществ.

Г. Минцберг:

1. Стратегия – план;

2. Стратегия – поведения;

3. Стратегия – позиция, распределение конкретных товаров на определенных рынках;

4. Стратегия – перспектива, основной способ действия организации, направленный на будущий период.

5. Стратегия – ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.

Стратегия – комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы в новых ситуациях, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослаблений ее конкурентных позиций.

Стратегия – генеральная программа действий организации, устанавливающая приоритет проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения цели и включающая механизм изменения программы в случае изменения среды организации.

2)

1. По уровням принятия решений выделяются:

1.1 Корпоративная (портфельная);

1.2 Деловая;

1.3 Функциональная;

1.4 Операционная.

1.1) – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развитие его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает как управлять разными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг;

1.2) – деловая (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия воплощается в бизнес-плане.

1.3) функциональные стратегии – стратегии, которые разрабатываются функциональными звеньями предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Целью функциональной стратегии является: распределение ресурсов функционального звена, поиск эффективного поведения в рамках общей стратегии;

1.4) операционные стратегии – определяют как управлять ключевыми организационными звеньями (заводы, отделы продаж, склады), как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение реклам).

2. По характеру выделяются:

2.1 Наступательные;

2.2 Наступательно-оборонительные;

2.3 Оборонительные

3. Учет отдельных элементов при разработке стратегии (базовые, эталонные стратегии).

При определении стратегии учитывают 4 подхода к росту фирмы, изменение одного или нескольких элементов:

1. Продукт;

2. Рынок;

3. Отрасль;

4. Положение фирмы внутри отрасли;

5. Технология.

Каждый из этих элементов может находится в одном из двух состояний:

1. Существующее состояние;

2. Новое.

1. Стратегии концентрированного роста. К этой группе относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают 3 других элемента (отрасль, технологии, положение…)

1.1 Стратегия усиления позиций на рынке. Используя эту стратегию, фирма делает все, чтобы с данным продуктом на рынке завоевать лучшие позиции;

1.2 Стратегия развития рынка – стратегия заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

1.3 Стратегия развития продукта – предполагает производство нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.

2. Стратегии интегрированного роста. К ним относятся такие стратегии, которые связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. При применении этих стратегий происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

2.1 Стратегия обратной вертикальной интеграции. Она направлена на рост фирмы за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками;

2.2 Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. Рост фирмы осуществляется за счет приобретения, либо усиления контроля над структурами, реализующих продукцию компании.

3. Стратегии дифференцированного роста. Эти стратегии реализуются тогда, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

3.1 Стратегия центрированной диверсификации. Она основана на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии и т.д.

3.2 Стратегия горизонтальной диверсификации. Поиск возможности роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии.

3.3 Стратегия конгломеративной диверсификации. Заключается в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных, с уже производимыми, новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

4. Стратегия сокращения. Эта стратегия реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда происходят спады и координальные изменения в экономике. К этой группе относятся:

4.1 Стратегия ликвидации – предельный случай стратегии сокращения;

4.2 Стратегия «Сбора урожая» - предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая».

4.3 Стратегия сокращения – заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнес, чтобы вложить деньги в более перспективный бизнес.

4.4 Стратегия сокращения расходов – она близка к стратегии сокращения, но обладает отличительными особенностями, которые состоят в том, что больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что реализация носит характер временных или краткосрочных мер.

Наши рекомендации