Тема 12. Система коммуникаций

Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Основные формы делового общения в организации. Совершенствование коммуникаций в организациях. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

Основные термины

Коммуникация

Коммуникативные барьеры

Делопроизводство

Документ

Деловое общение

Собрание

Совещание

Заседание

Доклад

Информационный потенциал общества

Базы данных

Сетевые технологии

Тема 13. Управленческие решения

Понятие и классификация управленческих решений. Процесс обоснования, принятия и реализации управленческих решений. Методы принятия, обоснования и реализации управленческих решений.

Основные термины

Управленческое решение

Этапы принятия решений

Методы приятия решений

Делегирование

Тема 14. Персонал управления

Роль и состав персонала управления. Основные качества менеджера. Работа менеджера. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.

Основные термины

Персонал управления

Менеджер

Квалификация менеджера

Управленческие операции

Управленческий труд

Тема 15. Психология управления

Психологические качества личности. Психология отношений в организации. Ортобиотика.

Основные термины

Индивидуальность

Тип телосложения

Темперамент

Лидерство

Ортобиотика

Рекреация

Релаксация

Катарсис

Тема 16. Руководство: власть и партнёрство

Сущность и содержание руководства в организации. Методы влияния и развитие силовых отношений. Социальное партнёрство в организации.

Основные термины

Руководство

Модели руководства

Влияние

Силовые отношения

Социальное партнерство

Тема 17. Методы управления.

Методы управления как способы управленческого. Воздействия. Экономические методы управления. Административные методы управления. Социально-психологические методы управления.

Основные термины

Методы управления

Инструменты управления

Тема 18. Управление персоналом

Понятие и содержание управления персоналом. Формирование персонала. Управление дисциплиной в организации. Содержание отдельных операций управления персоналом. Организация кадровой службы.

Основные термины

Персонал организации

Методы планирования численности

Дисциплина

Управление дисциплиной

Карьера

Управление карьерой

Высвобождение персонала

Обучение и повышение квалификации

Адаптация

Управление адаптацией

Профессиональные союзы

Стимулирование

Управление стимулированием

Тема 19. Управление экономическими отношениями

Экономические отношения как объект управления. Управление материально-техническим снабжением. Управление производством. Управление сбытом. Управление финансами.

Основные термины

Экономическая система

Экономические отношения

Типы производства

Сбыт

Управление сбытом

Управление финансами

Тема 20. Управление конфликтами

Понятие, сущность и виды конфликта. Структура и динамика развития конфликта. Способы управления конфликтами. Типы и стратегии поведения оппонентов в конфликтах. Правила поведения в конфликтных ситуациях.

Основные термины

Конфликт

Субъект конфликта

Объект конфликта

Участники конфликта

Конфликтная ситуация

Инцидент

Управление конфликтом

Деструктивный тип

Конформистский тип

Конструктивный тип

Соперничество (конкуренция)

Сотрудничество (решение проблемы)

Компромисс

Избегание (уклонение)

Приспособление (уступчивость)

Тема 21. Эффективность менеджмента

Сущность эффективности менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность управления и особенности его оценки. Показатели эффективности менеджмента.

Основные термины

Эффективность деятельности

Экономическая эффективность

Социальная эффективность

Действенность

Экономичность

Производительность

Прибыльность

Качество продукции

Инновационная активность

Качество трудовой жизни

Содержание лекций

(заочная форма обучения)

№ темы Название тем Содержание (дидактические единицы) Кол-во часов
1. Условия и факторы возникновения и развития управления Потребность и необходимость управления в деятельности человека.Понятие и основные категории социального управления. Эволюция управления. Предпосылки возникновения управления. Доктрины его происхождения. Взаимосвязь общественных отношений власти, собственности и управления. Этапы развития управления.  
2. Методологические основы менеджмента Понятие методологии. Соотношение методологии и науки. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента. Методологические подходы построения и исследования менеджмента. Интеграция и дифференциация в менеджменте.
3. Организация как основной объект менеджмента Понятие, характеристики и виды организаций. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Организационная культура. Законы организации и менеджмента.
4. Власть как основная системообразующая категория менеджмента Понятие и источники власти в организации. Историческая трансформация властных отношений. Власть как системообразующий фактор менеджмента. Виды власти.
5. Опыт менеджмента за рубежом. Возможности и пути его использования в России Научные школы в менеджменте. Национально-исторические особенности и модели менеджмента. Специфика менеджмента в России. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России.
6. Цели и задачи управления предприятием Понятие целей управления и требования, к ним предъявляемые. Система целей управления в организации. Управление по целям.
7. Природа и состав функций управления Понятие, сущность и классификация функций управления. Цикл менеджмента. Реализация функций управления в организации.
8. Разработка и реализация перспективных и текущих планов Сущность и содержание планирования. Стратегическое управление. Тактическое планирование. Реализация перспективных и текущих планов.
9. Функция организации Понятие и содержание функции организации. Понятие и основные типы организационных структур управления. Построение организационных структур управления. Регламентация разделения труда в организации.
10. Создание системы мотивации труда Понятие и виды мотивации труда. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Формирование системы мотивации труда.
11. Организация контроля за деятельностью подчиненных. Контролинг. Сущность, содержание и виды контроля деятельности подчинённых. Процесс контроля деятельности подчинённых. Поведенческие аспекты контроля. Распространённость контроля деятельности подчинённых. Контроллинг. Сущность, задачи и функции контроллинга. Инструменты контроллинга. Прикладной контроллинг. Организация контроллинга.
12. Система коммуникаций Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Основные формы делового общения в организации. Совершенствование коммуникаций в организациях. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.
13. Управленческие решения Понятие и классификация управленческих решений. Процесс обоснования, принятия и реализации управленческих решений. Методы принятия, обоснования и реализации управленческих решений.
14. Персонал управления Роль и состав персонала управления. Основные качества менеджера. Работа менеджера. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.
15. Психология управления Психологические качества личности. Психология отношений в организации. Ортобиотика.
16. Руководство: власть и партнёрство Сущность и содержание руководства в организации. Методы влияния и развитие силовых отношений. Социальное партнёрство в организации.
17. Методы управления Методы управления как способы управленческого. Воздействия. Экономические методы управления. Административные методы управления. Социально-психологические методы управления.
18. Управление персоналом Понятие и содержание управления персоналом. Формирование персонала. Управление дисциплиной в организации. Содержание отдельных операций управления персоналом. Организация кадровой службы.
19. Управление экономическими отношениями Экономические отношения как объект управления. Управление материально-техническим снабжением. Управление производством. Управление сбытом. Управление финансами.
20. Управление конфликтами в менеджменте Понятие, сущность и виды конфликта. Структура и динамика развития конфликта. Способы управления конфликтами. Типы и стратегии поведения оппонентов в конфликтах. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
21. Эффективность менеджмента Сущность эффективности менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность управления и особенности его оценки. Показатели эффективности менеджмента.

Содержание практических занятий

(заочная форма обучения)

№ Темы Название тем Содержание (дидактические единицы) Кол-во часов
Методы управления Методы управления как способы управленческого. Воздействия. Экономические методы управления. Административные методы управления. Социально-психологические методы управления.
Управление персоналом Понятие и содержание управления персоналом. Формирование персонала. Управление дисциплиной в организации. Содержание отдельных операций управления персоналом. Организация кадровой службы.
Управление конфликтами в менеджменте Понятие, сущность и виды конфликта. Структура и динамика развития конфликта. Способы управления конфликтами. Типы и стратегии поведения оппонентов в конфликтах. Правила поведения в конфликтных ситуациях.

5.5. Содержание лабораторных работ

лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен

Наши рекомендации