Тема 2. развитие современного менеджмента

Современный менеджмент и современные подходы к управлению.

Особенности современного менеджмента в США, Японии, Германии и европейских странах.

Основные тенденции развития менеджмента в ХХІ веке.

Современный менеджмент и современные подходы к управлению

Современные подходы к управлению составляют, наряду со школами управления, научный фундамент менеджмента. Их называют синтетическими, поскольку для них характерен взгляд на управление как много плановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

Ключевые моменты современных взглядов на менеджмент: отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, в соответствии с которым успех организации зависит от управления внутренними факторами, хотя на первое место выходит проблема гибкости и адаптивности к проявлениям постоянно меняющейся внешней среды; использование в управлении теории систем, т.е. рассмотрение организации в ее единстве составных частей, неразрывно связанных с внешним миром; использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть нечто иное, как ответные действия на различные внешние факторы; признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

К основным подходам в современном менеджменте относят: системный, процессный и ситуационный.

Системный подход к управлению начали использовать в конце 50-х годов XX века. Особая роль в развитии системного подхода принадлежит – Ч. Бернарду, Н. Винеру, Р. Джонсону, Ф. Касту и Р. Янгу.

Системный подход – это не набор каких-либо принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к организации.

Ситуационный подход к управлениюразработан в конце 60-х и является продолжением системного подхода к управлению. При этом рассматривается ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.

Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры должны исходить из ситуации, в которой они функционируют.

Процессный подход к управлению впервые предложили представители школы административного управления, в частности А. Файоль, которые пытались описать функции менеджеров как независящие друг от друга. Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с эти подходом – процесс, представляет собой взаимосвязанные действия (функции управления). В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.

Особенности современного менеджмента в США, Японии, Германии и европейских странах

США

1. Основные ценности – неприкосновенность частной собственности и свобода личности.

2. В менеджменте ставка делается на личность конкретного человека.

3. Стратегия развития США и американского менеджмента ориентированна на использование интеллектуальных ресурсов.

4. В развитии менеджмента сделана ставка на свободу предпринимательства и развитие частной собственности (к примеру, сегодня 85% собственности в США – частная и лишь 15% -государственная).

Япония

Япония – это страна, которой, как никакой другой, удалось использовать свои обычаи, нравы. Традиции нации, соединение их вместе в систему современного менеджмента, позволило получить значимый результат.

Традиционный национальный подход в управлении, основанный на японском менталитете, здесь «вмонтирован» в современный менеджмент.

Специфические особенности современного японского менеджмента определяются в следующем:

· В менеджменте Японии социальной группе, коллективу уделяется гораздо большее внимание, чем индивиду. Подчинение и содружество важнее индивидуализма.

· Получив после 2 мировой войны большие ссуды на восстановление страны, японцы направили его в приоритетные виды производственной деятельности: развитие промышленности, технологии науки. Это позволило Японии сделать прорыв на уровень индустриально развитых стран.

· В связи с ограниченностью природных ресурсов, Япония сделала ставку на развитие науки и наукоемких технологий.

· В Японии нет системы профессиональной подготовки управленческих кадров. Подготовка их ведется в центрах при крупных организация.

Германия

1. После второй мировой войны весь капитал, полученный от других стран, в частности от США, был направлен на развитие предпринимательской деятельности, что позволило быстро восстановить экономику страны.

2. Германия долгое время была разделена на две части – ГДР и ФРГ. Эти две страны развивались в духе соперничества, которое способствовало более эффективному развитию ФРГ. В менеджменте ФРГ отразились особенности этого процесса.

3. В предпринимательстве, бизнесе в Германии высока экономическая культура менеджмента: умение работать на базе учета макро- и микроэкономики, их взаимосвязи; перед принятием решения всегда выполняется финансово- экономическое обоснование с учетом микро- и макроэкономики, внешней среды бизнеса.

4. Характерной чертой в предпринимательстве и бизнесе ФРГ является исключительная пунктуальность, порядочность, трудолюбие, надежность, но на уровне правил конкуренции.

Наши рекомендации