Анализ системы стимулирования персонала

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА

Факультет менеджмента

Кафедра менеджмента и права

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольных работ, выполнению заданий самостоятельной работы и подготовке к зачету по учебной дисциплине

Менеджмент

Направление подготовки – «Товароведение»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры менеджмента и права

Протокол № 1 от «14» января 2014 г.

Зав. кафедрой _______________

Пермь 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Цель контрольной работыпо дисциплине «Менеджмент» - закрепле­ние знаний по определенной теме, приобретенных в результате прослуши­вания лекций, получения консультаций и самостоятельного изучения раз­личных источников литературы.

При написании контрольной работы студенты должны изучить точки зрения различных авторов на рассматриваемую проблему на основе анали­за источников, рекомендуемых для изучения дисциплины. Это дает возможность выбрать те источники, в которых форма изложения наиболее ин­тересна и содержательна. На основе анализа литературы студент должен сформировать и изложить собственный взгляд на исследуемую проблему. В контрольной работе предусматривается не только изложение теории деловых коммуникаций, но и применение полученных знаний к анализу практических ситуаций.

Контрольная работа выполняется в школьной тетради, аккуратно, легко читаемым почерком, либо печатается на компьютере на листах формата А4. Объем работы не более 20 страниц.

На титульном листе сообщаются сведения о высшем учебном заведении, факультете, курсе, группе, указываются название дисциплины, темы, фамилия, имя и отчество студента, а также должность, звание и Ф.И.О. преподавателя.

Контрольная работа включает:

1. Оглавление или план, в котором указываются разделы работы и
страницы.

2. Задание №1. При выполнении данного задания необходимо проана­лизировать позиции различных авторов по двум теоретическим вопросам и обосновать свою точку зрения.

3. Задание №2. Практическое задание.

4. Список использованных источников, выполненных в соответствии с
требованиями ГОСТа.

Ссылки в тексте на источник указываются порядковым номером по списку либо в подстрочном примечании. Сведения об источниках, указан­ных в списке, должны включать следующие данные в алфавитном порядке: Ф.И.О. автора; наименование публикации; место и название издательства; год издания; страницы, откуда взята ссылка.

Контрольная работа подписывается автором и ставится дата.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Варианты тем контрольных работ представлены в таблице.

Тема рабо­ты выбирается по первой букве фамилии и имени: строка - по первой букве имени, столбец – по первой букве фамилии.

Выбор варианта контрольной работы (2 теоретических вопроса)

  Первая буква имени
А, Л, Х Б, М, Ц В, Н, Ч Г, О, Ш Д, П, Щ Е, Р, Э Ж,С,Ю З, Т, Я И, У К, Ф
Первая буква фамилии А, Л, Х 1, 3 11, 2 12, 3 13, 4 14, 5 15, 6 16, 7 17, 8 18, 11 19, 12
Б, М, Ц 2, 13 20, 22 21, 1 22, 2 23, 3 24, 4 25, 5 26, 6 27, 7 28, 8
В, Н, Ч 3, 14 29, 23 30, 9 1, 10 2, 11 3, 12 4, 13 5, 14 6, 15 7, 16
Г, О, Ш 4, 15 8, 24 9, 17 10, 18 11, 19 12, 20 13, 21 14, 22 15, 23 16, 24
Д, П, Щ 5, 16 17, 25 18, 25 19, 26 20, 27 21, 28 22, 29 23, 30 24, 1 25, 2
Е, Р, Э 6, 17 26, 26 27, 3 28, 4 29, 5 30, 6 21, 7 26, 8 1, 9 6, 10
Ж, С, Ю 7, 18 1, 27 5, 11 9, 15 13, 19 17, 23 22, 27 27, 1 2, 26 7, 15
З, Т, Я 8, 19 2, 28 6, 12 10, 16 14, 20 18, 24 23, 28 28, 2 3, 29 8, 16
И, У 9, 20 3, 29 7, 13 11, 17 15, 21 19, 25 24, 29 29, 3 4, 19 9, 17
К, Ф 10, 21 4, 30 8, 14 12, 18 16, 22 20, 26 25, 30 30, 4 5, 12 10, 18

Выбор варианта контрольной работы (практическое задание)

(по первой букве фамилии)

А, Л, – 1; Г, О, – 4; Ж,С, – 7; Ч, К, - 10

Б, М, – 2; Д, П,– 5; З, Т,– 8; Ш И, - 11 Ю, Щ – 13

В, Н,– 3; Е, Р,– 6; Х, Ц - 9 У, Э,– 12 Я, Ф - 14

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Задание №1. Теоретический вопрос

1. Менеджмент: вид деятельности и система управления.

2. Общая характеристика менеджмента. Эффективность системы ме­неджмента.

3. Эффективный менеджер: роли и функции в организации, профессио­нальные и личные качества.

4. Сравнительный анализ основных школ менеджмента.

5. Использование основных научных подходов менеджмента для реше­ния управленческих задач.

6. Анализ систем менеджмента в организациях различных типов.

7. Анализ взаимосвязей внутренних переменных организации.

8. Внешняя среда организации: основные характеристики; среда прямо­
го воздействия.

9. Влияние внешней среды косвенного воздействия на организацию;
международное окружение.

10. Международная среда: развитие управления международным биз­несом, анализ различных форм международного бизнеса.

11. Влияние социальной ответственности и этики на развитие бизнеса.

12. Бизнес и окружающая среда: аспект взаимовлияния.

13. Система функций менеджмента: анализ различных научных подхо­дов.

14. Планирование в системе менеджмента: условия применения раз­
личных типов плана.

15. Эффективность системы планирования в организации.

16. Стратегическое планирование в системе менеджмента: общая ха­рактеристика.

17. Роль, значение, характеристики целей и миссии организации в про­цессе стратегического планирования.

18. Проблемы и методы многоцелевого планирования.

19. Процесс разработки стратегических планов.

20. Механизм реализации стратегического плана.

21. Контроль за выполнением стратегического плана и его оценка.

22. Организация как функция менеджмента.

23. Организационные полномочия: общая характеристика и типы.

24. Принципы эффективного распределения полномочий.

25. Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации.

26. Сравнительный анализ процессуальных теорий мотивации.

27. Современные проблемы мотивации работников в России.

28. Контроль как функция менеджмента.

29. Процесс контроля и его эффективность.

30. Влияние поведенческих аспектов работников на эффективность ра­боты в организации.

Задание № 2. Практическое задание

Задача 1.

1. Дать общую характеристику вашей организации.

2. Разработать характеристику профессиональных качеств менеджеров
низшего, среднего и высшего звена для вашей организации (подробно).

Пример:

Сводная таблица профессиональных качеств менеджера высшего звена.

№ п/п Показатель Характеристика
3 № Образование Ум Морально-нравственные качества Высшее, экономическое (любое другое по вашему усмотрению) Гибкий, способность к системно­му мышлению.

Задача 2.

1. Дать общую характеристику конкретной организации.

2. Описать внешнюю среду данной организации.

3. Показать на примерах: 1) влияния внешней среды на организацию; 2)
пути минимизации негативного воздействия внешней среды на организа­цию.

Задача 3.

1. Дать общую характеристику организации.

2. Дать подробную характеристику внутренних переменных организа­ции.

3. На примерах проиллюстрировать взаимосвязь внутренних перемен­ных организации.

Задача 4.

1. Дать общую характеристику организации, предприятия.

2. Дать характеристику распределения функций управления по уровням
и звеньям системы управления в рассматриваемой организации.

3. Разработать рекомендации по совершенствованию распределения
функциональных обязанностей.

Задача 5.

1. Дать общую характеристику конкретной организации.

2. Дать подробную характеристику системы стимулирования данной
организации.

3. На основе анализа системы стимулирования персонала разработать
мероприятие по ее совершенствованию (с учетом ресурсообеспеченности организации).

Задача 6.

1. Дать общую характеристику организации.

2. Дать подробную характеристику системы стимулирования персонала
в конкретной организации.

3. Выявить недостатки существующей системы стимулирования и
предложить пути их устранения. Результаты изложить в таблице.

Пример:

Анализ системы стимулирования персонала

№ п/п Проблема Причина Пути решения

Задача 7.

1. Дать общую характеристику конкретной организации.

2. Разработать проект совершенствования системы контроля в данной
организации (либо на конкретном участке: в отделе, цехе и т.д.), вклю­чающий:

а) общее описание системы контроля;

б) структурную схему с указанием подразделений и/или должностных
(ого) лиц (а) с функциями контроля; в) положение о подразделении или должностную инструкцию на ра­ботников, которые осуществляют контроль исполнения;

г) формы контрольной документации.

Задача 8.

1. Описать полномочия и обязанности какого-либо менеджера (директора, нач. отдела, бригадира и т.д.) конкретной организации.

2. Провести анализ организации труда и исполнения рабочего времени
данного менеджера. В контрольной работе изложить результат анализа и
инструменты проведения анализа (фотографию рабочего времени, анкету и
т.д.), которые Вы использовали.

3. Разработать рекомендации по совершенствованию трудового процесса данного менеджера.

Задача 9.

1. Дать характеристику аппарата управления конкретной организации,
в т.ч. схематично изобразить структуру управления.

2. Перечислить факторы, влияющие на эффективность труда управленческого персонала в организации.

3. Выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на эффективность труда управленческого персонала в рассматриваемой Вами организации. Указать, на основе каких данных проводился анализ.

Задача 10.

1. Дать подробную характеристику системы управления конкретной
организации (схематично изобразить организационную структуру управ­ления; перечислить причины и методы управления и т.п.).

2. На основе изучения материала курса «Менеджмент» разработать памятку «принципы рационального управления».

3. Провести анализ системы управления, выявив «узкие места».

4. Предложить пути совершенствования системы управления.

Задача 11.

1. Дать характеристику конкретной организации, схематично изобразить организационную структуру и структуру аппарата управления.

2. Описать сложившуюся в организации практику подготовки и принятия управленческих решений: классифицировать решения, определить, кто
подготавливает проекты решений, кто отвечает за их реализацию и т.д.

3. Провести анализ системы, процедур принятия решений. Изложить
выводы.

4. Разработать рекомендации по повышению эффективности принятия управленческих решений в заданной организации.

Задача 12.

1. Дать общую характеристику конкретной организации.

2. Описать существующую в организации систему планирования: какие
виды планирования используются; как осуществляется функция планирования. Указать, на основе каких данных Вы сделали заключение.

3. На основе анализа системы планирования разработать рекомендации
по ее совершенствованию.

Задача 13.

1. Дать общую характеристику конкретной организации.

2. Описать, каким образом происходит в организации распределение
полномочий: принципы, процедуры документация и т.д.

3. Оценить эффективность существующей системы распределения
полномочий. Свое мнение основательно обосновать.

4. Разработать подробную должностную инструкцию для какой-либо
должности аппарата управления.

Задача 14.

1. Дать общую характеристику конкретной организации.

2. Схематично изобразить организационную структуру управления ор­ганизации. Выделить на схеме и ниже описать существующие типы полномочий.

3. Проанализировать организационные взаимодействия и оценить эф­фективность существующей структуры управления, выявить сильные и
слабые стороны.

4. Предложить мероприятия по совершенствованию организации взаимодействий и полномочий в данной организации.

Задача 15.

1. Дать общую характеристику конкретной организации.

2. Концептуально разработать план стратегического развития вашей
организации

Вопросы к зачету по дисциплине «Менеджмент»

1. Основные понятия менеджмента: менеджер, менеджмент, управление.

2. Административная школа управления.

3. Школа человеческих отношений.

4. Школы научного управления.

5. Внешняя среда организации.

6. Внутренняя среда организации.

7. Процессный подход.

8. Ситуационный подход.

9. Системный подход.

10. Структура организации.

11. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

12. Процесс принятия решения.

13. Виды (классификации) управленческих решений.

14. Коммуникации и их виды.

15. Совершенствование коммуникации организации.

16. Функции менеджмента.

17. Контроль как функция менеджмента

18. Влияние и власти.

19. Стили руководства.

20. Лидерство (лидерские качества).

21. Корпоративная культура.

22. Мотивация.

23. Процессуальные теории мотивации.

24. Содержательные теории мотивации.

25. Социальная ответственность.

26. Факторы, влияющие на принятия решений.

27. Проблемы современного менеджмента.

28. Сущность и элементы управленческого контроля

29. Типы структур и форм организаций

30. Методы управления предприятием

Список рекомендуемой литературы

1. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Э.М. Короткова - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с.

2. Коротков, Э. М. Менеджмент : Учебник / Э. М. Коротков ; Э.М.Коротков. - М. :. Издательство Юрайт, 2011. - 640 с. - 351-90

3. Макаров, В.М. Менеджмент [Текст]. -: СПб : ПИТЕР, 2011

4. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко и др.; Под общ. ред. М.П. Переверзева - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 330 с.

5. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с.

6. Семенов А.К. Набоков В.И. Основы менеджмента, Учебник., 6 - е изд., перераб. и доп. Рекомендовано МО РФ - М.:, Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2008

7. Менеджмент в России и за рубежом Научный журнал, 2010 - 2015

Наши рекомендации