Характеристика функции «руководство»

Одним из главных субъектов системы управления является руководитель. Он отвечает за относительно самостоятельный объект управления, имеет в своем подчинении коллектив работников и несет полную ответственность за результаты деятельности объекта.

Определяющая роль руководителя вытекает из того, что это – лицо, наделенное полномочиями принимать решения, «это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность». Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него – на характер и результаты функционирования самого объекта.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:

1) выдача директив относительного того, что нужно сделать;

2) налаживание сотрудничества между людьми;

3) обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Руководителей можно подразделить на линейных и функциональных и притом, разных уровней.

Линейные руководители возглавляют относительно обособленные хозяйственный подразделения. Каждый из них координирует деятельность находящихся в его непосредственном подчинении работников и принимает решения, касающиеся социально-экономических, организационных, технических предпосылок, призванных гарантировать эффективную работу возглавляемого подразделения. К ним относятся директора предприятий, начальники цехов, начальники участков, мастера, бригадиры.

Функциональные руководитель возглавляют специализированные подразделения, службы, отделы. В их обязанности входит подготовка рекомендации линейным руководителям для изменения тех или иных параметров управляемого объекта. Функциональный руководитель одновременно является линейным по отношению к возглавляемому им структурному подразделению.

Руководителю приходится выполнять многообразные, но взаимодополняющие функции: администратора, организатора, специалиста, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различимо, как одна переходит в другую.

В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы организации в соответствии с действующими нормативными и законодательными актами.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для плодотворного совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных. Такая деятельность предполагает четкое понимание целей своей деятельности, умение выделять наиболее существенные в заданном периоде задачи, определять предпосылки, методы и ресурсы, требуемые для их решения.

Исполняя функции специалиста – человека, хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере, - руководитель должен грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж.

Воспитательная функция руководителя вписывается в его повседневную трудовую деятельность, для успешного осуществления которой важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения. Важно, чтобы руководитель постоянно имел в виду воспитательные последствия принимаемых решений.

Таким образом, труд руководителя многофункционален, носит комплексный характер. Исполняя эти функции, руководитель решает следующие проблемы: экономические, социальные, психологические, организационные.

Экономические проблемы связаны с решением производственно-экономических задач. Руководитель обязан обеспечить качественное выполнение поставленных целей. При этом социальные и экономические проблемы органически переплетаются. Основные задачи руководителя при решении экономических проблем:

- обеспечение оптимального процесса производства на объекте управления;

- достижение поставленных целей с минимальными затратами материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов;

- обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции;

- обеспечение рентабельности производства.

Социальные и психологические проблемы связаны с тем, что руководитель формирует коллектив, повышает его социальную и трудовую активность. При этом он должен решать следующие задачи:

- обеспечение развития творческой инициативы работников;

- создание условий для повышения работниками квалификации и наилучшего использования ими полученных знаний и опыта;

- создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Организационные проблемы связаны с решением руководителем следующих задач:

- координация факторов внешней деятельности предприятия;

- координация производственных, социальных процессов в деятельности подразделений;

- организация контроля за реализацией принятых решений;

- организация рациональных форм и методов взаимодействия всех кадров объекта и субъекта управления.

Качества руководителя

Самый общий перечень качеств, присущих хорошему руководителю: это человек экстравертный, любознательный, восприимчивый, ориентирован на результат, решительный, критически настроенный, опытный, терпеливо относящийся к ошибкам, обаятельный, внушающий доверие и энтузиазм, спокойный, готовый выслушать других, добросердечный и внимательный, свободный от предрассудков, смелый, невозмутимый, гибкий, готовый способствовать развитию других. Успешное руководство в бизнесе немыслимо без интеллекта, образования, аналитических способностей. Для успеха в бизнесе важны и другие качества: деловой опыт – это опыт, приобретенный человеком, который пережил или изучил целый ряд деловых ситуаций; творческий подход – это способность человека группировать имеющиеся у него элементы знаний в новые, новаторские комбинации; напористость – это способность пройти путь от задуманного к сделанному, не увязая в мелочах анализа; кругозор – это способность к стратегическому менеджменту, то есть способность видеть перспективу перемен.

Структуру качеств руководителя можно представить в виде следующих групп качеств: нравственные, социально-психологические, организаторские, интеллектуально-волевые, педагогические качества, профессиональную компетентность.

1. Нравственные качества:

- ответственность – добросовестное и честное отношение к делу;

- дисциплинированность – внутренняя потребность действовать в соответствии с правилами, установленными в обществе;

- человечность – чуткое и внимательное отношение к людям, их нуждам;

- требовательность – строгий контроль за соблюдением дисциплины, непримиримость к халатности в работе, показухе;

- справедливость – умение давать объективную оценку работе подчиненных;

- скромность – простота и доступность в общении с окружающими и т.п.

2. Профессиональная компетентность – это способность принимать решения и проводить их в жизнь на основе наиболее полного владения передовыми знаниями, формами и методами работы. Компетентность предполагает наличие необходимых знаний, умений и навыков, их квалифицированное применение при решении задач.

3. Социально-психологические качества:

- чувство коллективизма – вера в силу и возможности коллектива, коллективного мнения при принятии и реализации решений;

- общительность (коммуникабельность) – умение вступать в контакт с людьми, устанавливать отношения с членами коллектива;

- культура общения – умение кратко, ясно и четко выразить свои мысли, умение слушать собеседника и уважать его мнение;

- самообладание – умение сохранять спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях и т.п.

4. Интеллектуально-волевые качества:

- умение видеть назревшие проблемы, четко их формулировать, своевременно принимать меры по их решению;

- чувство нового – умение видеть перспективу развития коллектива, рассматривать и внедрять передовое, активно участвовать в нововведениях, содействовать новаторству подчиненных;

- творческий подход к делу;

- инициатива и решительность – способность пойти на риск, самостоятельно, оперативно и правильно принимать решения, умение взять на себя ответственность за действия коллектива;

- напористость – способность доводить все до конца, устранять преграды, требовать того же от членов коллектива и др.

5. Организаторские качества:

- деловитость – стремление опираться на точное знание фактов, действительного положения дел, умение оперативно и четко проводить деловые собрания, совещания, беседы, инструктаж;

- предприимчивость – проявление инициативы в области изыскания внутренних резервов повышения качества работы;

- целеустремленность – умение сконцентрировать все силы и ресурсы коллектива на достижении поставленных целей, не распыляясь на мелочи;

- оперативность – своевременность в оценке меняющихся ситуаций, принятии и реализации новых решений, умение вовремя ликвидировать узкие места;

- распорядительность – способность своевременно и исчерпывающе ясно ставить задачи, фиксировать их, обязательно контролировать их исполнение;

- организаторское чутье – умение разбираться в людях, налаживать работу, понимать психологические особенности подчиненных, учитывать их при расстановке кадров;

- общественная энергичность – способность заряжать подчиненных своей энергией и уверенностью в успешном выполнении задач, активизировать их деятельность;

- умение планировать и организовывать свой труд, распределять свои силы и время, регламентировать трудовой день и др.

6. Педагогические качества:

- умение воспитывать подчиненных целеустремленно, ненавязчиво, на основании знания особенностей их характера устранять отрицательные и закреплять положительные качества;

- способность налаживать и поддерживать дисциплину подчиненных, правильно и своевременно применять меры поощрения и наказания, создавать обстановку взаимной требовательности, способность убеждать, использовать воспитательные возможности коллектива, силу примера;

- умение создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи, сотрудничества и товарищества, находить пути воспитания сплоченности коллектива;

- умение подготовить и прочитать лекцию, доклад, провести семинарское занятие и т.п.;

- умение воспитывать личным примером ответственное отношение к труду.

Необходимость развития тех или иных качеств руководителя определяется конкретными задачами, спецификой его трудовой деятельности и т.п.

Руководитель должен стремиться к развитию в себе всего комплекса качеств, так как отсутствие или слабое проявление одних качеств не компенсируется избытком других и снижает эффективность работы руководителя.

Наши рекомендации