Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации

Основы обеспечения качества

Методические указания
к курсовой работе

Специальность 220501 – Управление качеством

Составитель

к.т.н, доц. В.М.Милова

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Задание № 1 Изучение и анализ структуры Международных стандартов ИСО серии 9000. 3

Задание №2. 5

Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации. 5

Задание №3. 6

Разработка организационной структуры и матрицы ответственности. 6

Задание №4. 8

Анализ принципов менеджмента качества. 8

Задание №5. 12

Изучение опыта управления качеством.. 12

Решение проблем качества – это книга,

к которой постоянно прибавляются новые главы,

но последняя так никогда и не будет написана.

А. Фейгенбаум

Задание № 1

Изучение и анализ структуры Международных стандартов ИСО серии 9000

Цель:Освоение всеобщих принципов и понятий менеджмента качества деятельности, производственных процессов, продукции, услуг и работ, регламентированных Международной организацией по стандартизации (ISO, ИСО).

Краткие сведения о стандартах ИСО серии 9000

В 1946 г. в Лондоне была создана Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является крупнейшей организацией по стандартизации во всех основных областях деятельности людей, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Отдельные стандарты разрабатываются этими организациями совместно (аббревиатура ИСО/МЭК).

Сейчас в состав ИСО своими национальными организациями входят 120 стран, в том числе и Россия.

Разработку стандартов в ИСО осуществляют технические комитеты (ТК). Работает 224 технических комитета. В 1979 г. в ИСО был создан ТК–176 «Управление качеством и обеспечение качества», который разработал и впервые опубликовал в 1987 г. первую версию стандартов в области обеспечения качества. Следующая версия стандартов 1994 г. была существенно расширена рекомендациями по внедрению систем качества в организациях. Стандарты ИСО редакционно уточнялись и дополнялись в 1996 г. В декабре 2000 г. была принята новая версия стандартов ИСО, предлагающая принципиально отличные подходы в построении системы менеджмента качествам на предприятии или в организации. Эти Международные стандарты ИСО серии 9000 были приняты в 2001 г. Госстандартом РФ в качестве национальных. И в марте 2008 года была принята новая версия стандарта ИСО 9001.

Список ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.

3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Список предшествующих стандартов ИСО серии 9000, действовавших в период 1994 – 2000 гг.

1. ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.

2. ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.

3. ИСО 9001. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

4. ИСО 9002. Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

5. ИСО 9003. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

6. ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.

Стандарты ИСО 9000-2004 имели отдельные части, конкретизирующие применение общих положений. Стандарты ИСО 8402 и 9000-2004 опубликованы отдельными брошюрами и в книгах:

1. ИСО 9000. Международные стандарты. Сборник в 2-х тт. – М.: ВНИКИ, 1995;

2. ИСО 9000. Комплект международных стандартов. – М.: ВНИИС, 1995, а также в других изданиях.

Задание

1. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 приведена таблица Б.2, показывающая соответствие разделов (пунктов) и подразделов (подпунктов) ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р 9001-96 (см. ГОСТы).

С целью более глубокого изучения содержания и структуры новых стандартов ИСО серии 9000, необходимо на основе сопоставительного анализа ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и стандарта ИСО 9001:2008 составить таблицу (аналогичную табл. Б.2) соответствия пунктов и их наименований у анализируемых стандартов.

2. Сделать выводы о степени новизны стандарта ИСО версии 2008 года и сформулировать в чем заключается новый подход в менеджменте качества.

3. Работу оформить в виде отчета в таблице.

Задание №2

Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации

Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации с учетом рекомендаций, приведенных ниже.

Описание может включать:

· краткую историю организации;

· характеристику основных видов деятельности, перечень производимой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг;

· основные требования к продукции, включаемой в ассортимент;

· характеристику основных сегментов рынка и потребителей продукции и/или услуг организации;

· описание поставщиков организации;

· характеристику персонала организации;

· описание организационно-управленческой структуры;

· миссию, видение и основные ценности организации;

политику и цели организации в области качества и другую информацию, полезную с точки зрения выполнения требований стандарта ИСО 9001 при разработке и внедрении СМК

Задание №3

Наши рекомендации