Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации
Основы обеспечения качества
Методические указания
к курсовой работе
Специальность 220501 – Управление качеством
Составитель
к.т.н, доц. В.М.Милова
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Задание № 1 Изучение и анализ структуры Международных стандартов ИСО серии 9000. 3
Задание №2. 5
Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации. 5
Задание №3. 6
Разработка организационной структуры и матрицы ответственности. 6
Задание №4. 8
Анализ принципов менеджмента качества. 8
Задание №5. 12
Изучение опыта управления качеством.. 12
Решение проблем качества – это книга,
к которой постоянно прибавляются новые главы,
но последняя так никогда и не будет написана.
А. Фейгенбаум
Задание № 1
Изучение и анализ структуры Международных стандартов ИСО серии 9000
Цель:Освоение всеобщих принципов и понятий менеджмента качества деятельности, производственных процессов, продукции, услуг и работ, регламентированных Международной организацией по стандартизации (ISO, ИСО).
Краткие сведения о стандартах ИСО серии 9000
В 1946 г. в Лондоне была создана Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является крупнейшей организацией по стандартизации во всех основных областях деятельности людей, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Отдельные стандарты разрабатываются этими организациями совместно (аббревиатура ИСО/МЭК).
Сейчас в состав ИСО своими национальными организациями входят 120 стран, в том числе и Россия.
Разработку стандартов в ИСО осуществляют технические комитеты (ТК). Работает 224 технических комитета. В 1979 г. в ИСО был создан ТК–176 «Управление качеством и обеспечение качества», который разработал и впервые опубликовал в 1987 г. первую версию стандартов в области обеспечения качества. Следующая версия стандартов 1994 г. была существенно расширена рекомендациями по внедрению систем качества в организациях. Стандарты ИСО редакционно уточнялись и дополнялись в 1996 г. В декабре 2000 г. была принята новая версия стандартов ИСО, предлагающая принципиально отличные подходы в построении системы менеджмента качествам на предприятии или в организации. Эти Международные стандарты ИСО серии 9000 были приняты в 2001 г. Госстандартом РФ в качестве национальных. И в марте 2008 года была принята новая версия стандарта ИСО 9001.
Список ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
Список предшествующих стандартов ИСО серии 9000, действовавших в период 1994 – 2000 гг.
1. ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
2. ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.
3. ИСО 9001. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
4. ИСО 9002. Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.
5. ИСО 9003. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
6. ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.
Стандарты ИСО 9000-2004 имели отдельные части, конкретизирующие применение общих положений. Стандарты ИСО 8402 и 9000-2004 опубликованы отдельными брошюрами и в книгах:
1. ИСО 9000. Международные стандарты. Сборник в 2-х тт. – М.: ВНИКИ, 1995;
2. ИСО 9000. Комплект международных стандартов. – М.: ВНИИС, 1995, а также в других изданиях.
Задание
1. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 приведена таблица Б.2, показывающая соответствие разделов (пунктов) и подразделов (подпунктов) ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р 9001-96 (см. ГОСТы).
С целью более глубокого изучения содержания и структуры новых стандартов ИСО серии 9000, необходимо на основе сопоставительного анализа ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и стандарта ИСО 9001:2008 составить таблицу (аналогичную табл. Б.2) соответствия пунктов и их наименований у анализируемых стандартов.
2. Сделать выводы о степени новизны стандарта ИСО версии 2008 года и сформулировать в чем заключается новый подход в менеджменте качества.
3. Работу оформить в виде отчета в таблице.
Задание №2
Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации
Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации с учетом рекомендаций, приведенных ниже.
Описание может включать:
· краткую историю организации;
· характеристику основных видов деятельности, перечень производимой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг;
· основные требования к продукции, включаемой в ассортимент;
· характеристику основных сегментов рынка и потребителей продукции и/или услуг организации;
· описание поставщиков организации;
· характеристику персонала организации;
· описание организационно-управленческой структуры;
· миссию, видение и основные ценности организации;
политику и цели организации в области качества и другую информацию, полезную с точки зрения выполнения требований стандарта ИСО 9001 при разработке и внедрении СМК
Задание №3