Принципы управления персоналом
Система управления персоналом в организации должна строиться на определенных принципах.
1.Соблюдение принципов управления экономикой. Данный принцип предполагает ориентацию на воспроизводство системы обеспечения, социальную ориентацию экономики организации, системность управления, единство теории и практики управления персоналом, рационализацию уровня специализации, универсализацию и централизацию управления.
2.Разработка и выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю. В этих целях необходимо, чтобы каждый менеджер обладал общей подготовкой; экономико-правовой подготовкой; коммуникабельностью; организаторскими способностями; способностью к риску; практическим опытом и навыками. В противном случае менеджер не сможет эффективно выполнять возложенные на него задачи.
3.Рациональное сочетание методов управления. Каждый существующий метод управления обладает своими преимуществами и недостатками. Поэтому максимальный эффект может дать только комплексное использование методов принуждения, побуждения и убеждения.
4.Применение к управлению научных подходов. Условия управления постоянно меняются, происходит изменение внутренней и внешней среды организации. Поэтому оправданным является постоянный поиск и применение новых подходов к управлению, например: системного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного.
5.Приоритет стратегических вопросов над тактическими. Руководители могут осуществлять свою деятельность эффективно только тогда, когда значительную часть своего рабочего времени уделяют вопросам планирования. При этом приоритет должен отдаваться решению стратегических вопросов. В структуре рабочего времени руководителя высшего звена 30% времени должно уделяться стратегическим задачам, 55% — тактическим, 15% — оперативным.
6.Научная организация труда на рабочем месте. Одним из факторов управления является размер потерь времени на рабочем месте. Поэтому в управлении персоналом необходимо стремиться к экономии времени, краткости выражения, работе по расписанию, дисциплине, ясности цели и задач.
7.Ранжирование целей и задач. Для повышения эффективности управления персоналом необходимо по определенным критериям ранжировать ставящиеся персоналу задачи. Все задачи необходимо разделить по степени важности и срочности, поскольку задачи не важные, но срочные можно делегировать подчиненным.
8.Обеспечение нормального морально-психологического климата в коллективе. Важным фактором эффективности управленцев выступает климат в коллективе. От него зависят скорость принятия решений, мотивация, сосредоточенность и т.д. Поэтому необходимо ориентироваться на доверие и высокую требовательность членов группы друг к другу, доброжелательную и деловую критику, свободное выражение собственного мнения, отсутствие давления руководителей на подчиненных.
9.Управление конфликтами и стрессами. Конфликты являются одним из важнейших факторов, которые способны оказать влияние на конечный результат управления организацией. Поэтому руководитель должен знать типы конфликтов, выявлять причины их возникновения, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами.
10.Изучение философии обеспечения качества. Категория качества может быть применима ко всем подсистемам управления организацией. Поэтому в части управления персоналом необходимо контролировать систему подготовки кадров, создавать условия для самосовершенствования всех работников, создавать системы эффективного руководства.
КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Управление персоналом предполагает реализацию в отношении работников предприятия всех функций управления. Основополагающей функцией управления персоналом является планирование. В отличие от планирования организации в целом, кадровое планирование имеет свои особенности.
Цель кадрового планирования — предоставить работникам рабочие места в нужный момент и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями итребованиями производства.
В целом в организации кадровое планирование должно помогать менеджерам по персоналу решать следующие вопросы:
1. сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы;
2. каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба; как лучше использовать работников в соответствии с их способностями;
3. каким образом обеспечить развитие работников организации для выполнения новых квалификационных работ и поддержания их знаний в необходимом соответствии с запросами производства; какие затраты понесет организация при осуществлении запланированных кадровых мероприятий.
Кадровая стратегия должна охватывать следующие цели и задачи:
· разработку основ будущей кадровой политики организации;
· создание условий должностного и профессионального продвижения работников;
· обеспечение развития кадров для выполнения новых, более квалификационных работ и адаптации их знаний к динамично изменяющимся условиям производства.
Кадровые цели должны предполагать:
определение конкретных целей предприятия и каждого работника, вытекающих из кадровой стратегии;
достижение максимального сближения целей предприятия и индивидуальных целей работника.
Кадровые задачи касаются обеспечения предприятия в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для достижения поставленных целей.
Кадровые мероприятия включают комплекс процедур, предполагающих разработку плана кадровых мероприятий для реализации конкретных целей предприятия и каждого работника, определение затрат на реализацию плана кадровых мероприятий.
В кадровом планировании используется следующая информация:
· сведения о постоянном составе персонала; данные о структуре персонала; сведения о текучести кадров;
· данные о потерях времени в результате простоев, по болезни;
· данные о продолжительности рабочего дня; сведения о заработной плате рабочих и служащих (структуре, дополнительной зарплате, надбавках и т.д.).
Кадровое планирование в организации можно условно разделить на две части: планирование потребности в персонале и планирование оплаты труда.
Планирование потребности в персонале является первой ступенью процесса кадрового планирования и основывается на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. По его итогам становится понятным, сколько нужно работников организации и какой квалификации.
Планирование оплаты труда предполагает выбор и обоснование наиболее эффективной системы оплаты труда, которая позволила бы стимулировать работников предприятия и обеспечила бы его расширенное воспроизводство.
Значение кадрового планирования в организации заключается в том, что оно позволяет менеджерам по персоналу принимать все необходимые управленческие решения в отношении персонала целенаправленно, согласно общей цели.