Школа человеческих отношений (1930-50) и школа поведенческих наук (с 1950)

Сущность понятий менеджмент и управление.

Их сходство и отличия.

Управление – это осознанная деятельность человека по организации совместного труда людей для достижения поставленных целей.

Управление многообразно и существует в следующих видах:

• Техническое – это управление технологическими процессами, движением технических средств (самолетов, автомобилей и т.д.);

•Государственное– это управление социально-экономической жизнью общества через различные институты (правовая система, министерства, ведомства, местные органы власти);

• Идеологическое – внедрение в сознание человека (членов общества) концепций развития общества, формируемых различными политическими партиями;

• Социальное – это негосударственное управление социальными процессами. Например, движение в защиту окружающей среды;

• Хозяйственное – это управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений.

Взаимодействие между субъектом и объектом управления характеризуется следующими моментами:

1) субъект управления направляет объекту управления команды, которые содержат в себе информацию о том, как должен функционировать объект управления;

2)объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом управления:

1) субъект и объект управления должны соответствовать друг другу;

2) субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью;

3) субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи;

4) субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другой – в своевременном и точном исполнении.

В современной экономической литературе можно встретить следующие определения термина «менеджмент»:

Управление в социально-экономических системах (организациях) в

условиях рыночных отношений;

2)совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления;

3)самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению организацией или её конкретной сферой.

Менеджер – это наёмный, профессиональный управляющий, специалист по менеджменту, член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Предпосылки развития менеджмента как науки об управлении. Школы менеджмента.

В 1911 г. американский ученый Ф. Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления», чем положил начало признанию управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Становление управления как науки было ответом на потребности развития экономики.

Менеджмент как научная дисциплина за столетний период прошел несколько этапов эволюционного развития. Каждый этап представлял особую научную школу.

Обычно выделяют четыре школы:

Школа научного управления.

Она связана с именами Ф. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт, Г. Ганнта. Основатель этой школы Ф. Тейлор; пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина?

Основные принципы научного управления данной школы:

А) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

Б) абсолютное следование разработанным стандартам;

В) подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу;

Г) оплата по результатам труда;

Д) выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности.

Классическая (административная) школа управления 1920-50.

Целью школы было создание универсальных принципов и методов успешного управления организацией.

Основные представители школы – А. Файоль, М. Вебер.

Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим видам деятельности: технической (производство), коммерческой (закупка, сбыт), финансовый, бухгалтерской, административной, функции защиты жизни и собственности.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагающем осуществление общих функций: планирования, организации, координации, мотивации, контроля.

М. Вебер искал ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина?

Школа человеческих отношений (1930-50) и школа поведенческих наук (с 1950).

Представители: М. Фоллетт, Э. Мэйо, А. Маслоу.

Сущность школы человеческих отношений:

А) люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;

Б) в результате промышленной революции работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;

В) люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящих от руководства;

Г) работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных.

Добавила психологию и социологию в изучении управления.

Наши рекомендации