Регламент (расписание) деловой игры
Данный документ составляется руководителем игры и зависит
от количества часов, выделенных для ее проведения, от уровня
подготовки студентов, их специализации, практического опыта,
материально-технического и методического обеспечения игры. Основное время должно быть направлено на создание и отработку документов фирмы, отражающих ее организационную, управленческую и информационную структуры.
Выход (итог) игры.
Протокол общего собрания акционеров будущей фирмы.
Перечень документов, необходимых для регистрации фирмы.
Схемы:
- организационной структуры;
- структуры управления;
- информационной структуры фирмы.
Приказ № 1 о назначении должностных лиц фирмы.
Практическое занятие 7
Тема: «Функциональный подход в менеджменте»
Вопросы для обсуждения:
1. Функции организации и функции менеджера. В чем проявляются точки соприкосновения этих двух категорий?
2. Фиксация функций на основе ситуационного подхода. Какова технология осуществления менеджером этого процесса?
3. Какие функции фиксирует менеджер при оперировании такими категориями как предсказуемая нештатная ситуация, непредсказуемая нештатная ситуация?
4. Используя ситуационный подход, составьте перечень функций менеджера, возглавляющего фирму по оказанию клиентам маркетинговых и рекламных услуг.
Практическое занятие 8
Тема «Стратегические и тактические планы в системе менеджмента»
1. Деловая игра «Планирование »
План игры.
Подготовка игры.
Руководитель игры:
1) до начала игры, после проведения семинарного занятия по теме «Внутрифирменное планирование», с учетом подготовленности участников игры распределяет их на группы — высшее руководство фирмы, специалисты планово-финансового отдела, руководители служб (поставки, производства, сбыта, руководители филиалов, ОТК и др.);
2) проводит инструктивное совещание со всеми участниками игры, на котором ставит конкретные задачи по систематизации материалов предыдущих деловых игр и отбору документов, которые потребуются в ходе предстоящей игры;
3) разрабатывает сценарий, условия и регламент игры.
Участники игры:
1) группа высшего руководства — разрабатывает формы плановых документов и определяет ответственных лиц за их оформление;
2) группа плановиков и финансистов — готовит исходные данные для ведения плановой работы, при наличии компьютера вводит в него необходимую информацию по фирме в целом (исходные данные);
3) группа руководителей служб — на основе разработанного ранее Стратегического плана усиления позиций фирмы на рынке на 2000—2005 гг., каждый по своему отделу готовит предложения и расчеты для разработки соответствующих разделов ТЭО, бизнес-плана, среднесрочного и текущего планов.
Цель игры.
Приобрести практические навыки в подборе исходных данных для ведения плановой работы, приведения их в стройную систему; ознакомить участников с некоторыми формами планов, последовательностью (этапами) разработки плановых документов.
Условия игры:
1. Каждая группа участников должна иметь в своем распоряжении заранее подготовленные формы плановых документов и исходные данные для планирования.
2. Высшим арбитром при рассмотрении условно выделенных материальных и финансовых средств выступает руководитель занятия.
3. В связи с ограниченным количеством учебного времени на игру ее проведение осуществляется по упрощенной схеме: плановые
предложения движутся по коммуникацииснизу вверх и директивным методом сверху вниз. По горизонтальным связям все вопросы уже согласованы. Предприятие имеет стратегический план развития продукта, бизнес-план, ТЭО и работает на полную мощность.
Сценарий игры.
Руководитель ставит 4 конкретные задачи участникам игры: определить общий объем производства и реализации продукции, рост производительности труда, исчисляемый по нормативно-чистой продукции, по себестоимости продукции — снижение затрат на 1 руб. товарной продукции, по качеству продукции — удельный вес продукции высшего качества.
1. Высшее руководство и работники планово-финансового отдела приступают к разработке годовых планов предприятия в целом по указанным в задании четырем показателям.
2. Руководители служб и подразделений разрабатывают квартальные планы для цехов и производств, отгрузки изделий в соответствии с заказами для бригад, номенклатуру продукции в нормо-часах; снижение трудоемкости по второму показателю; затраты цеха (производства) на 1 руб. продукции; лимит материальных ресурсов (в натуральном выражении) по третьему показателю; удельный вес продукции высшего качества и продукции, принятой ОТК с первого предъявления по четвертому показателю.
3. Плановые предложения представляются высшему руководству для утверждения по мере их разработки.
4. После выполнения первого задания разработки планов по четырем показателям (годовых и квартальных) руководитель игры усложняет задание и доводит до сведения участников игры новое решение высшего руководства о реконструкции одного из производственных предприятий, для чего необходимо подготовить план реконструкции данного предприятия.
5. Для выполнения этой работы преподаватель (руководитель игры) проводит реорганизацию групп участников игры и формирует новые:
1 оп) группа, разрабатывающая общие вопросы проекта реконструкции,— изложение сущности проекта, месторасположение, виды продукции, продолжительность работ, этапы, сроки самоокупаемости и др.;
2) группа, рассчитывающая потребности в сырье, топливе, энергии, запасных частях, производственных и вспомогательных площадях, а также строительно-монтажные работы, технологии и др.;
3) группа финансистов, определяющая порядок и сроки финансирования, издержки на реализацию проекта, сметную стоимость работ и оборудования, потребность в оборотном капитале, ценообразование и т. д.;
4) группа по кадровым вопросам — кадровый состав будущего предприятия, оплата труда по категориям работников, соотношение производственного и обслуживающего персонала и др.
В зависимости от времени на деловую игру преподаватель ставит задачи группам подготовить свои предложения на основе исходных данных для соответствующих разделов ТЭО.
Работа по составлению ТЭО является сложной и трудоемкой. В ходе одной деловой игры невозможно удовлетворительно решить данную задачу, в связи с чем преподаватель совместно с высшим руководством фирмы определяет индивидуальные задания участникам игры и дает конкретные домашние задания: разработать один из разделов ТЭО и к определенному сроку представить на обсуждение учебной группы.
Регламент (расписание) деловой игры.Минимальное время на деловую игру (I этап) — 6 ч. Из них:
вступительное слово руководителя и распределение заданий — 15 мин;
систематизация исходных данных для годовых квартальных планов — 1,5 ч;
составление плановых предположений и их согласование — 2ч;
разработка годовых и квартальных планов — 1,45 ч; получение индивидуальных заданий для разработки ТЭО — 30 мин. Выход (итог) игры.
1. Оформленные и утвержденные годовой и квартальный планы по четырем показателям работы фирмы.
2. Контрольные карточки индивидуальных заданий по разработке разделов ТЭО проекта реконструкции производства по фирме.