Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

1. Тугускина Г.Н., Тимирьянова В.М. Торговый менеджмент. - Ростов н/Д : Феникс, 2014

Основная литература по дисциплине:

1. Грушенко В. И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014

2. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014

3. Тебекин А. В. Менеджмент организации: Учебник. – М.: КноРус, 2010

4. Тысленко А. Г. Менеджмент. Организационные структуры управления : учеб.-практ. пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2011

5. Управление торговой организацией: учебник/ Г.Г. Иванов, И.С. Лебедева, Т.В. Панкина. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013

Дополнительная литература

1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2009.

2. Бланк И.А. Торговый менеджмент.– М.: " Эльга ", 2009

3. Морозова Л.А. Квалификационные характеристики должностей работников современных предприятий торговли. Должностные инструкции. С-Пб.: Актив, 2003.

4. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. д. э. н. проф. Л.А.Брагина и д. э. н. проф. Т.П. Данько - М.: ИНФРА-М, 2009

5. Поршнев А. Г. Управление организацией — М.: ИНФРА, 2010.

6. Сорокина М. В. Менеджмент торгового предприятия – СПб.: Питер, 2011.- 528 с.: - (Серия «Теория и практика менеджмента»)

Нормативно-правовые документы:

1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст)

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть Первая. N 51-ФЗ от 30 ноября 1994г. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N18-ФЗ, от 12.08.1996 N111-ФЗ, от 08.07.1999 N138-ФЗ, от 16.04.2001 N45-ФЗ, от 15.05.2001 N54-ФЗ, от 21.03.2002 N31-ФЗ).

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть Вторая. N 14-ФЗ от 26 января 1996г. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 12.08.1996 N110-ФЗ, от 24.10.1997 N133-ФЗ, от 17.12.1999 N213-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 N15-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N21-П).

4. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. Утвержден Федеральной архивной службой России. 2000 г.

5. Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

www.minpromtorg.gov.ru – официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ

www.rospotrebnadzor.ru – официальный сайт Федеральной службы в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины

№ п/п Название рекомендуемых по разделам и темам программы технических и компьютерных средств обучения Номера тем
1. Программа «Консультант плюс» №№ 2, 4, 6, 8

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)

1. Мультимедийные средства

2. Компьютерный класс с доступом Интернет для выполнения расчетно-аналитических заданий.

V. Оценочные средства

Тематика курсовых работ

  1. Сущность, цели и задачи торгового менеджмента.
  2. Особенности предприятия торговли как объект управления.
  3. Функции и методы управления торговым предприятием.
  4. Понятие, принципы и этапы стратегического управления торговой организацией.
  5. Факторы, влияющие на конкурентоспособность розничного торгового предприятия.
  6. Стратегический анализ внешней и внутренней среды торговой организации.
  7. Миссия и цели деятельности торговой организации на потребительском рынке.
  8. Стратегии развития торговой организации на потребительском рынке.
  9. Контроль как функция управления торговой организацией, его виды и обеспечение.
  10. Виды организационных структур управления в торговле: особенности их применение в различных типах торговых предприятий.
  11. Холдинговые структуры управления в современных розничных торговых сетях.
  12. Оценка эффективности применения структур управления в торговой организации.
  13. Трудовые ресурсы торговой организации как объект управления.
  14. Особенности применения экономических, административных и социально-психологических методов управления персоналом (на примере крупнейших розничных торговых сетей).
  15. Корпоративная культура торговой организации: ее характеристика и этапы формирования.
  16. Управленческое решение как важнейший элемент менеджмента торговой организации.
  17. Информация и информационное обеспечение менеджмента торговой организации.
  18. Документальное оформление процесса управления торговым предприятием.
  19. Коммуникации в коллективе и их роль в управлении персоналом торгового предприятия
  20. Франчайзинг и его роль в торговом менеджменте
  21. Управление торгово-технологическим процессом в торговой организации
  22. Выкладка товаров как способ увеличения продаж торгового предприятия
  23. Управление конфликтами в коллективе торгового предприятия.
  24. Лидерство и стили управления в системе управления торговой организацией.
  25. Делегирование полномочий как элемент организации труда руководителя.
  26. Корпоративные сети розничных торговых предприятий: особенности управления и перспективы развития в РФ.
  27. Управление конкурентоспособностью торгового предприятия на потребительском рынке.
  28. Планировка торгового зала как элемент торгового менеджмента
  29. Местоположение магазина как устойчивый фактор его конкурентного преимущества.
  30. Дополнительные услуги в магазине как фактор повышения лояльности покупателей.
  31. Управление процессом обслуживания покупателей в торговле
  32. Особенности организации поставки товаров в розничные торговые сети.
  33. Услуги и их роль в обеспечении конкурентоспособности оптовых торговых предприятий
  34. Планирование доходов торгового предприятия.
  35. Управление издержками в торговом менежджменте
  36. Риски и методы их снижения в торговом предприятии
 

По учебному плану подготовки специалистов по направлению «Менеджмент торговых предприятий» предусмотрена промежуточная аттестация в 9 семестре – экзамен.

Вопросы к экзамену

1. Сущность, цели и задачи торгового менеджмента. Субъекты и объекты менеджмента.

2. Понятие торговой организации: основные элементы и ее жизненный цикл.

3. Особенности предприятия торговли как объекта управления.

4. Анализ внешней и внутренней среды торговой организации.

5. Персонал торговой организации как объект управления. Характеристика труда работников торговой организации.

6. Понятие организационной структуры управления, элементы структуры, виды связей. Иерархические и органические типы структур управления, их ключевые признаки.

7. Линейная организационная структура управления и ее применение на предприятиях торговли. Функциональная организационная структура управления.

8. Линейно-функциональная структура управления, ее разновидности.

9. Дивизионные структуры управления торговым предприятием, их достоинства и недостатки.

10. Адаптивные структуры управления торговым предприятием, их достоинства, недостатки и области применения.

11. Сущность торгово-технологического процесса в магазине и факторы, влияющие на его организацию.

12. Основные технологические схемы перемещения товаров в розничном торговом предприятии и их характеристика.

13. Организация и технология приемки товаров в розничном торговом предприятии, ее основные этапы. Факторы, влияющие на порядок приемки товаров в торговле.

14. Организация и технология операций по хранению и подготовке товаров к продаже. Способы и сроки хранения товаров в торговом предприятии.

15. Выкладка товаров в торговом зале: ее значение, способы и приемы. Факторы, влияющие на организацию выкладки товаров. Правила рациональной выкладки товаров на торговом оборудовании.

16. Понятие системы торгового обслуживания покупателей. Характеристика основных элементов, формирующих уровень обслуживания покупателей в магазине.

17. Магазинные формы продажи товаров: их характеристика, преимущества и недостатки применения в условиях современной торговли.

18. Внемагазинные формы продажи товаров: их характеристика, преимущества и недостатки применения в условиях современной торговли.

19. Услуги розничной торговли и их классификация. Организация дополнительного обслуживания в розничном торговом предприятии.

20. Организация, принципы и нормы технологического проектирования. Требования, предъявляемые к технологической планировке магазина.

21. Основные этапы проектирования торговых помещений магазина: определение размера и устройства торгового зала.

22. Планировка торгового зала магазина; требования, предъявляемые к ней. Проблема «сильных» и «слабых» мест в торговом зале и пути ее решения.

23. Варианты размещения оборудования в торговом зале. Показатели, характеризующие эффективность использования торговых площадей. Ширина проходов в торговых залах магазинов.

24. Организация расчетного узла и прикассовой зоны в магазине.

25. Основные этапы проектирования неторговых помещений магазина, расчет их площади, организация размещения.

26. Экономическая сущность оптовой торговли. Основные функции предприятий оптовой торговли. Оптовые посредники и их роль в процессе товародвижения.

27. Классификация оптовых торговых предприятий на товарном рынке.

28. Особенности функционирования различных посреднических фирм на рынке товаров и услуг.

29. Назначение, классификация и функции товарных складов.

30. Складские помещения, их группировка и роль в технологическом процессе. Технологические требования, предъявляемые к планировке склада.

31. Информационные процессы.

32. Информационные системы и информационные потоки в торговом предприятии.

33. Документы в управлении, классификация документов.

34. Организация делопроизводства.

35. Характеристика труда в аппарате управления.

Примеры тестов для контроля знаний

Тест 1. К экономическим методам управления, реализуемым на уровне предприятия, относятся:

1. Социальные выплаты

2. Заработная плата

3. Премии

4. Налоги

5. Штрафные санкции за нарушение существующего законодательства

Тест 2. Делегирование полномочий предполагает

1. Централизацию управления

2. Децентрализацию управления

3. Возможны оба подхода к управлению

4. Делегирование полномочий не связано с понятиями централизации и децентрализации управления

Тест 3.Управленческое решение считается гибким, если

1. Алгоритм реализации предусматривает различные действия в зависимости от возникающих условий

2. Алгоритм реализации предусматривает различные действия в зависимости от желания руководителя

3. Алгоритм реализации предусматривает различные действия в зависимости от исходных данных

Тест 4. Кто разрабатывает должностную инструкцию работника торгового предприятия?

1. Непосредственный руководитель

2. Директор предприятия

3. Юрист

4. Сам работник

VI. Тематический план изучения дисциплины «Менеджмент торговой организации»

№ п/п Наименование тем Аудиторные часы Самостоятель-ная работа (формы, часы) Интерактивные формы обучения, часы Формы текущего контроля
Лек- ции Практи-ческие занятия Лабо- ратор-ные работы Всего
1. Сущность менеджмента в торговле   - 6, лит., Э. 2, обсуждение эссе Написание эссе,
2. Управление организацией розничной продажи товаров и торгового обслуживания покупателей - 16, лит., Э., А.д.с. 4, , обсуждение эссе, анализ деловых ситуаций Написание эссе
3. Управление закупочной работой в торговле   - 12, лит., Э 4, обсуждение эссе Написание эссе, тест
4. Персонал торговой организации - 16, лит., П.з. 4, обсуждение эссе Написание эссе, проверка письменных заданий
5. Информационное обеспечение процессов управления торговой организацией - 10, лит., Э., Р.а.з. 2, обсуждение эссе Написание эссе, проверка расчетных заданий
  КСР            
ИТОГО    
          экзамен
Всего по дисциплине    

Принятые сокращения (полный перечень видов работ, в том числе в интерактивных формах содержится в методических указаниях к составлению рабочих программ, приложение 3).

№ п/п Сокращение Вид работы
1. Лит Работа с литературой
2. П.з. Выполнение письменной домашней работы
3. Р.а.з. Расчетно-аналитическое задание
4. А.д.с. Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода
5. Э. Написание эссе
6. П.д. Подготовка докладов

Приложение 1

Наши рекомендации