Стадии развития корпоративной культуры
Необходимость работы хозяйственной организации как единого механизма диктуется реалиями конкурентной борьбы. Для создания такого механизма необходимы максимальные усилия. Эффективные рецепты по созданию такого механизма можно получить путем изучения основных стадий развития корпоративной культуры.
В теории организации аспект развития систем рассматривается при изучении многих тем. В таком аспекте можно рассмотреть и корпоративную культуру.
Применительно к культуре вообще рассматриваются
следующие стадии ее развития:
1) зарождение. На данной стадии образуются так называемые «ростки культуры». Они не совпадают с общественными устоями, расшатывают внешнюю стабильность граждан. Новая культура проповедуется незначительной группой членов общества. Остальные члены общества (социальной организации) реагируют отрицательно, пассивно или снисходительно. Как выражение отрицательной реакции общества на новую культуру могут использоваться различные санкции. В дальнейшем на основе данной культуры происходит развитие общества;
2) стабилизация. На данной стадии развитие культуры характеризуется тем, что носителями культуры становится «подавляющее большинство». Количество носителей косвенно свидетельствует о том, насколько оправданной оказалась данная культура. Элементы такой культуры становятся частью среды существования и развития общества (социальной организации). На данном этапе развития происходит изменение мировоззрения, ценностей, мотивов и т.д. В случае особой эффективности культуры она превращается из эпизода прошлого в реальную модель текущей деятельности;
3) историзация. Развитие культуры на данном этапе происходит таким образом, что она служит базисом дальнейшего развития общества и культуры в широком смысле этогослова. Механизм влияния на текущую жизнь общества становится особенно действенным, культура влияет не опосредованно, а напрямую;
4) развитие. Применительно к корпоративной культуре можно сказать, что аналогичные этапы можно выделить и в ее развитии. Однако здесь существует определенная специфика. Она проявляется в том, что если корпоративная культура на первых этапах своего становления оставалась собственно корпоративной, то дальнейшая логика ее развития связана с выходом за пределы компании тот, что она на межкорпоративный, а потом на социальный (макро) уровень. На современном этапе корпоративная культура выступает как важнейшая ценность компании. Основной аргумент в ее пользу — ускоряет бизнес-процессы и коммуникации любого уровня управления. Однако многие руководители вообще не задумываются о культуре до тех пор, пока не обостряется вопрос о репутации компании, в которой корпоративная культура занимает одно из первых мест.
Механизм развития корпоративной культуры: менеджмент организации сначала создает ее и влияет на нее, потом стремится соответствовать ей и развивать ее; потом осуществляется переход в формы межкорпоративной культуры.
V. глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Антитейлористы | школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, представленная, прежде всего, О. Ерманским, В.М. Бехтеревым, Л.В. Грановским | |
Бэббидж Ч. (1792–1872) | английский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской АН (1832) по теории функций, механизации счета в экономике, сконструировавший и построивший (1820–1822) маши-ну для табулирования и работавший над постройкой разностной машины (1823), разработал (1833) проект универсальной цифровой вычислительной машины – прообраз ЭВМ | |
Бюрократия | первоначально – власть, влияние руководителей и чиновников ап-парата правительства; в дальнейшем – обозначение слоя служа-щих в крупных организациях, возникших в различных сферах об-щества | |
Витке Н.А. | крупный организатор НОТовского движения в СССР, представи-тель социального направления в отечественной науке управления | |
Витте С.Ю. (1849–1915) | крупный государственный деятель России, автор дифференциро-ванных тарифов на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. С 1892 по 1906 гг. являлся министром финансов России и в 1897 г. осуществил денеж-ную реформу России | |
Вознаграждение труда | цена за выполненную работу и услуги | |
Вторая Всесоюзная конференция НОТ (1924) | конференция по НОТ, выработавшая окончательную трактовку термина «НОТ» (в отношении которой среди отечественных уче-ных велись дискуссии о расстановке акцентов в прикладных и теоретических исследованиях), согласно которой НОТ понима-лась, прежде всего, как практико-организаторская деятельность в области организации труда и управления, и определившая главную линию дальнейшего развития организационно-управленческой науки в России, характеризующуюся доминированием приклад-ных исследований над теоретико-методическими | |
«Группа 4-х» | школа НОТ, отражающая взгляды научной школы Центрального института труда во главе с А. Гастевым | |
Дзайбану | система отношений между фирмами и банками Японии, в соответ-ствии с которой крупные фирмы организованы в небольшое число групп | |
Дисциплина | уважение к условностям, содержанием которых является «повино-вение, прилежание, активность» и «внешнее выражение уважения». Она обязательна для высших руководящих лиц и для рядовых функционеров | |
Иерархия | ряд руководящих должностей от высшей власти к низшим ее агентам | |
Индивидуализм | принцип, составляющий основу американской системы управле-ния, предполагающий относительную автономию человеческого индивида в системе общественного бытия | |
Интеграция | объединение, согласование производства и социального развития | |
Исследование операций | прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных задач, главным методом которого является сис-темный анализ целенаправленных действий (операций) и объектив-ная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий | |
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Кайрацу | в Японии объединение фирм в устойчивые финансово-промыш-ленные группы | |
Канторович Л.В. (1912–1986) | российский математик и экономист, автор трудов по функцио-нальному анализу, вычислительной математике, основоположник линейного программирования; один из создателей теории оптималь-ного планирования и управления народным хозяйством, теории оптимального использования сырьевых ресурсов; лауреат Ленин-ской премии (1965), Государственной премии СССР (1949), Нобе-левской премии (1975) | |
Кибернетика | наука об общих законах управления, обработки и передачи ин-формации живыми организмами и машинами | |
Классическая (или административная) школа управления | подход в теории менеджмента, исследующий, главным образом, методы и формы совершенствования системы управления органи-зацией в целом. Классическая школа тесно связана с работами Анри Файоля, Линдалла Урвика, Джеймса Д. Муни, А.К. Рейли | |
Количественный подход (школа науки управления) | подход в теории менеджмента, предполагающий применение на-учных методов анализа функционирования производственных сис-тем и решение проблем управления с применением математичес-кого аппарата решения задач, компьютерной техники и информа-ционных систем | |
Массовое производство | крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда | |
Менеджер | руководитель или управляющий, занимающий постоянную долж-ность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы | |
Менеджмент | интегрированный социально-экономический процесс исследования, планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение функционирующим в рыночных условиях пред-приятием (фирмой) определенных оптимальных результатов хо-зяйственной деятельности | |
Метод «участвующего управления» | один из элементов японского менеджмента, механизм принятия решений «снизу вверх», когда каждый работник несет свою долю менеджерской ответственности, что позволяет наиболее эффек-тивно использовать его способности | |
Милль Дж.С. (1806–1873) | английский философ, экономист, социолог, последний представи-тель классической школы политэкономии, основатель английско-го позитивизма, обосновавший либеральные реформы, призван-ные модернизировать капитализм, улучшить положение рабочего класса | |
Мордвинов Н.С. (1754–1845) | выдающийся русский ученый и политик, ближайший сорат-ник М.М. Сперанского по разработке плана улучшения финансо-вой системы России | |
Научная организация труда (НОТ) | совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда | |
Научное управление | исторически существовавший подход в теории менеджмента, ос-новное внимание уделяющий управлению производством и повы-шению эффективности труда, в первую очередь, путем усовер-шенствования операций ручного труда | |
Нижний уровень управления | уровень должностных лиц, непосредственно руководящих рабо-той своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимули-рующего и направляющего деятельность работников | |
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Оуэн Р. (1771–1858) | «капиталист-благотворитель», утопический социалист, впервые в истории менеджмента определивший, что менеджмент – это не институт, а скорее, совокупность личностей, ответственных за использование ресурсов организации, в том числе и человеческих ресурсов, в процессе достижения корпоративных целей | |
Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства (1921) | конференция, на которой поднимались такие теоретические проб-лемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйствен-ная планомерность, рационализация труда, психофизиология тру-да, рефлексология труда, психология труда, гигиена труда, стиму-лирование труда, отношение к тейлоризму | |
Планирование | одна из функций управления – процесс разработки планов, вклю-чающий определение показателей деятельности предприятия (организации) в условиях существующей ограниченности ресур-сов и времени | |
«Платформа 17-ти» | школа НОТ, представленная, прежде всего, П. Керженцевым, И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном, ратовавшими за необходимость широких теоретических обобщений в области НОТ и управления, за широкое вовлечение общественности в ра-боту по НОТ через различные низовые ячейки, кружки, общества | |
Полномочия и ответственность | полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность | |
Принципы управления | основные правила, которые должны соблюдаться управленчески-ми работниками при принятии различного рода решений в опре-деленных условиях и на соответствующих уровнях | |
Разделение труда | один из главных принципов организации производственных про-цессов, предполагающий дифференциацию и специализацию тру-довой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профес-сионализацию работников и их групп, специализирующихся в оп-ределенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений | |
Рационализация | разработка и осуществление мероприятий интенсивного характера, которые направлены на улучшение, прогрессивное изменение определенных систем, процессов, элементов, операций в интересах повышения их качества, производительности, эффективности, снижения затрат и улучшения результатов деятельности | |
Система | упорядоченная совокупность, единство, состоящее из взаимоза-висимых частей, каждая из которых понимается как минимально неделимый объект, привносящий что-то конкретное в уникальные характеристики целого для достижения определенной цели | |
Системный анализ | совокупность методологических средств, используемых для под-готовки и обоснования решений по сложным проблемам полити-ческого, военного, социального, экономического, научного и тех-нического характера, опирающаяся на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления | |
Системный подход | подход в теории менеджмента, согласно которому организация является совокупностью взаимосвязанных элементов, таких как: совместные ценности, стратегическая ориентация, структура, сис-тема субординации, стиль управления, состав сотрудников, сово-купность теоретических знаний и практического опыта, ориенти-рованных на достижение единой конечной цели (или единых конечных целей) в условиях меняющейся деловой среды | |
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Ситуационный подход | подход в теории менеджмента, согласно которому формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации | |
Смит А. (1723–1890) | шотландский экономист и философ, один из крупнейших пред-ставителей классической политэкономии, специалист в области управления, сделал анализ различных форм разделения труда | |
Сперанский М.М. (1772–1839) | выдающийся русский ученый и политик, родился в с. Черкутине Владимирской губернии в семье сельского священника, закончил Александро-Невскую семинарию (1791) | |
Справедливость | сочетание благожелательности с правосудием, позволяющее уме-рять строгость распорядка, не исключая твердости, и стимули-рующее преданность персонала и добрую волю функционеров | |
Столыпин П.А. (1862–1911) | выдающийся государственный деятель России, происходивший из старинного дворянского рода, окончил физико-математический факультет Петербургского университета в 1883 г. | |
Тейлористы | школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, пред-ставленная И. Каннегисером, Н. Гредескулом и др., которые были склонны отожествлять тейлоризм с научной организацией труда и управления, утверждавшими, что учение Ф. Тейлора не только прин-ципиально неоспоримо, но еще и универсально, т.е. практически полностью приемлемо в любых общественно-экономических условиях | |
Тектология | методология и доктрина решения организационных задач, сфор-мулированная А. Богдановым (Малиновским), носившая ярко вы-раженный механистический характер, предполагающая единство строения и развития самых различных систем (ее другое название – «Всеобщая организационная наука») | |
«Теория хаоса» | концепция современного менеджмента, предполагающая, что не-большие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, но, тем не менее, несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать с помощью статистической оценки вероятности | |
Теория «7S» | системная концепция современного менеджмента, предполагаю-щая, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими данной теории являются сле-дующие: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалифика-ция, разделяем ценности | |
Теория «Z» | концепция современного менеджмента, сформулированная У. Оучи, предполагающая, что основой любой организации является чело-век, и для того, чтобы добиться эффективного управления, необ-ходимо придерживаться следующих положений и правил управле-ния людьми: долгосрочный наем кадров; групповое принятие ре-шения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кад-ров и их умеренное продвижение; неопределенный, неформаль-ный контроль четкими и формализованными методами; неспециа-лизированная карьера; всесторонняя забота о работниках | |
Управление | процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функ-ционирования и развития |
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Управляющие верхнего уровня | возглавляющие средние и крупные фирмы, концентрирующие вни-мание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения | |
Управляющие среднего звена | управляющие, которые возглавляют отделения или отделы | |
Фабричная система | система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источни-ки энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда | |
Функциональное назначение менеджмента | область функционирования менеджера, направление его профес-сиональной управленческой деятельности, как то: подготовка произ-водства, собственно производство, логистика (в т.ч. материально-техническое снабжение), маркетинг и сбыт, финансы, кадры | |
Хоторнский эксперимент | изучение условий труда и производительности на предприятии компании «Western Еlectric» в г. Хоторне, штат Иллинойс, про-должавшееся с 1924 по 1940 гг. (с участием Эдисона, Мейо, Рет-лисбергера, а также представителей некоммерческого Националь-ного совета по науке США), главным результатом которого стало возникновение «школы человеческих отношений» (human relations) | |
«Хоторнский эффект» | эффект повышения производительности просто вследствие повы-шения вообще какого-то ни было внимания к персоналу | |
Центральный институт труда при ВЦСПС | научно-исследовательский институт, возглавлявшийся А.К. Гастевым, занимавшийся проблемами научной организации и культуры труда | |
Школа поведенческих наук | подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатываю-щий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др. Школа поведенческих наук тесно связана с именами А. Маслоу, К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга | |
Школа управления | совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр. | |
Школа человеческих отношений | подход в теории менеджмента, в центре которого находится чело-веческий фактор, включающий и отношения между людьми в про-цессе работы | |
Эрхард Л. (1897–1977) | ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50-60-е гг. ХХ в. про-водивший в Западной Германии широкомасштабную экономичес-кую реформу, коренным образом преобразившую социально-эко-номическую жизнь страны |