Сущность термина «управленческий консалтинг»
Оба термина: и «Управленческий консалтинг» и «Управленческое консультирование» исходят из распространенной на западе дисциплины «Management consulting» - практическая деятельность, заключающаяся в помощи компаниям улучшить показатели эффективности их деятельности на основе анализа существующих в организации проблем, а также разработка планов по совершенствованию деятельности предприятия.
2 подхода к УК:
1-ЫЙ ПОДХОД: Экспертный подход – ориентирован на результат – вовлекает профессиональных консультантов во взаимодействие с клиентами – внешними часто сторонними фирмами; целью УК при данном подходе является достижение определенных показателей эффективности деятельности предприятия.
2 ПОДХОД: Процессный подход – ориентирован на сам процесс – работа узкоспециализированных, часто технических и/или IT-специалистов с целью отладки определенных алгоритмов, связанных с деятельностью компании; целью УК при данном подходе является постоянное выполнение заданных параметров процесса.
Сущность управленческого консалтинга:
- присутствие проблем управленца в решении своих задач;
- присутствие проблем в анализе управленцем своих проблем;
- привлечение консультанта для решения своих проблем;
- преодоление проблем с помощью консультанта и достижение управленцем своих целей.
Считается, что управленческий консалтинг как профессиональный вид деятельности начался с Марвина Бауэра (Marvin Bower). В 1933 году Марвин Бауэр познакомился в Джеймсом МакКинзи, основателем небольшой консалтинговой фирмы, который предложил Бауэру работу в своей компании. На новом месте работы Бауэр стал партнером и начал работать в нью-йоркском офисе компании. После смерти МакКинзи в 1937 году и раздела бизнеса партнерами Марвин Бауэр стал владельцем и руководителем отделения в Нью-Йорке.
Марвин Бауэр (Marvin Bower) [1903-2003]
Управляющим директором Бауэр проработал с 1950 по 1967 год (за это время годовой доход фирмы вырос $2 млн до $20 млн, а число консультантов с 18 до 500); директором и партнером до 1992 года; уволился в 1995 году. В общей сложности Марвин Бауэр проработал в сфере управленческого консалтинга более 60 лет.
Рахат Кумар Гупта (Rajat Kumar Gupta) [1948-наст.вр.]
Рахат Кумар Гупта, который считается первым родившимся заграницей Генеральным директором компании МакКинзи, заявил: «Убежденный что поведение и его внешнее проявление в каждом аспекте также важны как профессиональные навыки и опыт, Марвин пытался построить фирму на основе принципа вовлечения как институт, основанный на ценностях. Он всегда считал МакКинзи как единую и неделимую фирму. Он построил по-настоящему глобальный бизнес».
Рон Дэниэл (Ron Daniel)
Рон Дэниэл, Генеральный директор компании МакКинзи с 1976 по 1988 годы после отставки М. Бауэра заявил: «Значение, достижения и влияние компании МакКинзи исходят напрямую от Марвина – от его мировоззрения, его энергии, его всеобъемлющей целеустремленности;
его самоубежденность сделала его фирму – нашу фирму – самым престижным консалтинговым институтом.
Марвин Боуэр полагал, что как для консалтинговой фирмы, так и для консалтинговых сотрудников, - самое главное в их работе – это ИМИДЖ, который нарабатывается годами безукоризненной работы, и который не должен быть «выпачкан» грязными сделками.
Сам М. Боуэр однажды отказался консультировать Правительство США по плану выкупа долговых бумаг компании American Motors, чтобы не запятнать имидж своей компании взаимосвязью с этой сомнительной, на его взгляд, сделкой;
В 1968 году М.Боуэр имел возможность заработать на операции продажи принадлежащих ему ценных бумаг компании МакКинзи по рыночной цене другим соучредителям, однако это загнало бы компанию в существенные долги, из которых она могла бы не выпутаться…. И он продал свой пакет акций по балансовой стоимости, во многие разы сократив свой доход, что, вероятно, тогда спасло компанию МакКинзи; он также убедил пожилых членов правления избавиться от своих акций по балансовой стоимости в пользу молодых управляющих (по мат. Business Week, 1993г.).
Сегодня МакКинзи – самая уважаемая и успешная консалтинговая фирма в мире.
Принципы финансового менеджмента М.Боуэра (по мат. Business Week, 1993г.):
Управляющие должны быть молодыми;
Управляющие должны владеть крупными пакетами акций компании, чтобы в них развивалось чувство собственности – это залог успешного менеджмента и развития компании.
Принципы успешного консалтинга М.Боуэра:
Не браться за решение сиюминутных оперативных задач, а действовать более глобально: сначала вникнуть в корень проблемы, стоящей перед клиентом, потом предложить пути ее решения и только затем, после принятия определенных шагов и по явления первых положительных результатов, получить причита ющуюся плату за консультацию;
Не браться за решение задачи, если решить ее невозможно, даже если в результате отказа фирма теряет колоссальную прибыль;
Компетентность и профессионализм консультантов не должны подвергаться сомнению;
Консультант должен быть хорошо образованным человеком, обладающим как широким кругозором, так и способностью к творчеству, умением находить нестандартные выходы из ситуаций;
Топ-менеджер должен видеть в своем консультанте себя;
Дать столько ответственности, сколько сотрудник может вынести, а достигнутый позитивный результат работы очень щедро оплачивать;
Быть готовым к постоянному обучению, работать, что называется, «на полную катушку» — днями и, если потребуется, ночами на пролет, никогда не тянуть одеяло на себя (если о таком вопиющем случае узнавал Бауэр, незадачливый карьерист сразу же вылетал на улицу), уметь работать в команде и никогда не отказывать своим коллегам в совете;
Up or out — «расти или уходи». Пребывание сотрудника на конкретной позиции должно быть жестко ограничено временными рамками — если лет через шесть семь консультант компании не становился партнером, с ним прощались.
Смысл консалтинговой схемы:
Чем проще поставлена задача и чем проще определены путь и необходимые инструменты движения до цели, тем проще и прогнозируемее будет результат такой консалтинговой работы;
Лишь та консалтинговая работа эффективна, которая приносит эффективные плоды в виде выполнения поставленных целей, для достижения которых лицо и обращается к профессиональному консультанту.
Типы фирм в консалтинговой отрасли:
Управленческие консалтинг развивается стремительными темпами;
- В период 1980-х и 1990-х ежегодный рост объемов их выручки составлял более 20%;
- Будучи бизнес-услугой, консалтинг остается крайне цикличным и взаимосвязанным с общими экономическими условиями;
- В период с 2001 по 2003 год включительно рост консалтинговых компаний замедлялся, достигнув отметки в 3% в год в 2004 году;
- В 2004 году размер Глобального консалтингового рынка оценивался в 125 миллиардов долларов в год, с 2004 года рынок снова стрем. растет;
- Plunkett Research оценила мировой рынок консалтинга в 415 миллиардов долл. США (прогноз на 2014 год – 431 млрд.долл.); почти половина рынка (43,4%) приходится на США – 180млрд.долл. В 2013г.
- Аудиторские фирмы и их консалтинг;
- Большие не бухгалтерские консультации;
- Маленькие специализированные бутики;
- Гуру;
- Независимые консультанты.