Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Оценка рисков   х х     х х       х   х       х        
Финансовый менеджмент   х х   х х х х     х       х   х   х   х
Обеспечение экономической безопасности предприятий     х     х   х х х х х   х х х   х   х х
Антикризисное управление и контроль х                   х   х       х   х   х
Инвестиции   х     х х   х х   х   х       х   х   х
Бизнес-планирование           х х х         х       х   х    
Управление устойчивым развитием х       х х х х х х х   х       х х х   х

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Управление организацией (предприятием)» на очной форме обучения составляет 108 часов.

Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Управление организацией (предприятием)» на заочной форме обучения составляет 223 часов.

Виды самостоятельной работы: подготовка докладов и рефератов, составления конспектов ответов по отдельным вопросам дисциплины; подготовка дискуссии (круглого стола) по заданной теме; разработка групповых проектов; обзор интернет-сайтов и подготовка обзоров материалов интернет-ресурсов по заданной теме; обзор периодической литературы и профессиональных изданий и др.

При подготовке к семинарскому занятию опорный конспект ответа строится по основным вопросам, для чего используется литература, указанная на образовательном портале. В списке литературы по каждой теме приводится сокращенное библиографическое описание источников с указанием соответствующих глав и параграфов, содержащих материалы по данной теме.

Самостоятельная работа предполагает углубленное изучение отдельных вопросов темы, расширяющих общее представление по тематике курса. Результатом самостоятельной работы студентов является, кроме того, самостоятельная подготовка сообщений и написание рефератов, публичное их обсуждение на занятиях.

Кроме того, студенты могут пользоваться литературой находящейся в библиотеке КФ РАНХ и ГС, которая в том числе представлена ниже. К услугам студентов также и электронная библиотека.

Вопросы для самостоятельного изучения

(заочная форма обучения)

№ Темы Название тем Содержание (дидактические единицы) Кол-во часов
Условия и факторы возникновения и развития управления Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Понятие и основные категории социального управления. Эволюция управления. Предпосылки возникновения управления. Доктрины его происхождения. Взаимосвязь общественных отношений власти, собственности и управления. Этапы развития управления.
Методологические основы менеджмента Понятие методологии. Соотношение методологии и науки. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента. Методологические подходы построения и исследования менеджмента. Интеграция и дифференциация в менеджменте.
Организация как основной объект менеджмента Понятие, характеристики и виды организаций. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Организационная культура. Законы организации и менеджмента.
Власть как основная системообразующая категория менеджмента Понятие и источники власти в организации. Историческая трансформация властных отношений. Власть как системообразующий фактор менеджмента. Виды власти.
Опыт менеджмента за рубежом. Возможности и пути его использования в России Научные школы в менеджменте. Национально-исторические особенности и модели менеджмента. Специфика менеджмента в России. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России.
Цели и задачи управления предприятием Понятие целей управления и требования, к ним предъявляемые. Система целей управления в организации. Управление по целям.
Природа и состав функций управления Понятие, сущность и классификация функций управления. Цикл менеджмента. Реализация функций управления в организации.
Разработка и реализация перспективных и текущих планов Сущность и содержание планирования. Стратегическое управление. Тактическое планирование. Реализация перспективных и текущих планов.
Функция организации Понятие и содержание функции организации. Понятие и основные типы организационных структур управления. Построение организационных структур управления. Регламентация разделения труда в организации.
Создание системы мотивации труда Понятие и виды мотивации труда. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Формирование системы мотивации труда.
Организация контроля за деятельностью подчиненных. Контролинг. Сущность, содержание и виды контроля деятельности подчинённых. Процесс контроля деятельности подчинённых. Поведенческие аспекты контроля. Распространённость контроля деятельности подчинённых. Контроллинг. Сущность, задачи и функции контроллинга. Инструменты контроллинга. Прикладной контроллинг. Организация контроллинга.
Система коммуникаций Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Основные формы делового общения в организации. Совершенствование коммуникаций в организациях. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.
Управленческие решения Понятие и классификация управленческих решений. Процесс обоснования, принятия и реализации управленческих решений. Методы принятия, обоснования и реализации управленческих решений.
Персонал управления Роль и состав персонала управления. Основные качества менеджера. Работа менеджера. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.
Психология управления Психологические качества личности. Психология отношений в организации. Ортобиотика.
Руководство: власть и партнёрство Сущность и содержание руководства в организации. Методы влияния и развитие силовых отношений. Социальное партнёрство в организации.
Методы управления Методы управления как способы управленческого воздействия. Экономические методы управления. Административные методы управления. Социально-психологические методы управления.
Управление персоналом Понятие и содержание управления персоналом. Формирование персонала. Управление дисциплиной в организации. Содержание отдельных операций управления персоналом. Организация кадровой службы.
Управление экономическими отношениями Экономические отношения как объект управления. Управление материально-техническим снабжением. Управление производством. Управление сбытом. Управление финансами.
Управление конфликтами в менеджменте Понятие, сущность и виды конфликта. Структура и динамика развития конфликта. Способы управления конфликтами. Типы и стратегии поведения оппонентов в конфликтах. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Эффективность менеджмента Сущность эффективности менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность управления и особенности его оценки. Показатели эффективности менеджмента.
Итого  
         

7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (в виде элементов тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Во время семинаров и самостоятельной подготовки обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет.

В рамках проведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Управление организацией (предприятием)» используются следующие образовательные технологии: лекции-дискуссии с презентациями, групповая дискуссия подготовка проверочных работ, рефератов, решение задач, и др.

Кроме того, при реализации учебной программы организуется внеаудиторная работа в форме обязательных консультаций и индивидуальных занятий со студентами (помощь в понимании тех или иных моделей и концепций, подготовка проверочной работы, а также тезисов для студенческих конференций и т.д.).

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- формирование мировоззрения и культуры экономической безопасность, развитие его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

- формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности к пониманию роли экономической безопасности в решении различных социально-экономических проблем и проблем, возникающих в сфере таможенной деятельности;

- формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий;

- развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем в области экономической безопасности.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание проверочной работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.

Качество самостоятельной работы (её структура, полнота, новизна, количество используемых источников, степень оригинальности и инновационности предложенных решений, обобщений и выводов), а также уровень доклада (акценты, последовательность, убедительность, использование специальной терминологии) учитываются в системе контроля и итоговой оценке по дисциплине.

Содержание интерактивных лекционных занятий

(заочная форма обучения)

№ темы Название тем Трудоемкость (часы) Инновационные методы обучения и технологии
Управление персоналом Лекция-дискуссия, презентация
Управление конфликтами в менеджменте Лекция-дискуссия, презентация
Итого  

Содержание интерактивных семинарских занятий

(заочная форма обучения)

№ темы Название тем Трудоемкость (часы) Инновационные методы обучения и технологии
Управление конфликтами в менеджменте Кейс-задача
Итого  

Наши рекомендации