Сущность, виды и система менеджмента

В общем виде управлениепредставляет собой определен­ный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в по­зиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

— субъект управления направляет объекту управления им­пульсы воздействия (команды управления), которые содержат ин­формацию о том, как должен функционировать объект управления;

— объект управления получает данные импульсы и дейст­вует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управле­ния, а рабочие - объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений ор­ганизации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения - объекты управления.

Субъект управления - это звено или часть системы управ­ления, являющиеся источником воздействия на объект управле­ния. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собрани­ем акционеров. В зависимости от этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных - группа лиц, подразделе­ние, орган управления.

В качестве объекта управления выступают работник, груп­па лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, техно­логические и другие ресурсы. Соответственно в качестве объек­тов управления ресурсов могут выступать:

- товарные запасы;

- финансовые ресурсы;

- информационный массив;

- персонал организации.

В любой организации протекает множество процессов, на­чиная с процесса управления и до производственного процесса. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим в качестве объектов управления процессов могут выступать:

- производственный процесс;

- торгово-технологический процесс;

- маркетинговая деятельность предприятия;

- материально-техническое снабжение предприятия и т. д.

К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рента­бельность, объемы производства и реализации продукции, затра­ты, качество продукции и т. д. Соответственно в качестве объек­тов управления - результатов могут служить:

- качество производимых товаров или оказываемых услуг;

- результаты управленческой или производственной дея­тельности;

- производительность труда;

- производственные или управленческие затраты и т. д.


Небезынтересно привести также другие определения управления. Так, видный исследователь П.Друкер (США) счита­ет, что управление - это "особый вид деятельности, превращаю­щий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу". Американский ученый К. Киллен определил управление как "выполнение работы чужими руками". Ф. Тейлор считал, что управление - это "искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и деше­вым способом".

Наблюдается разнообразие видов управления. Это многочисленные разновидности управ­ления, связанные с его функциональной специализацией, такие, как управление персоналом, сбытом, запасами, транспортом, тру­дом, издержками, качеством, инвестициями, финансами и т .д.

Управление может осуществляться только в том случае, ес­ли существует реально действующая система, являющаяся орга­ничной частью организации, которую называют системой управ­ления.

Следует вспомнить, что система - это совокупность эле­ментов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, кото­рая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы:

- целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

- структурности;

- взаимозависимости структуры и среды;

- иерархичности;

множественности описания каждой системы.


Возвращаясь к системе управления, следует заметить, что такая система обладает соответствующей структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специ­фических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые целостные свойства, называемые эмерджентными.

Система управления современной организацией (предпри­ятием) должна отвечать следующим основным требованиям:

— обладать высокой гибкостью;

— быть адекватной сложной технологии производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и раз­ деления труда;

— оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;

— учитывать конкуренцию на соответствующем рынке то­варов (услуг);

— учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;

— обеспечивать высокую эффективность управления пред­приятием;

— способствовать развитию организации;

— обеспечивать внедрение достижений науки и передовой практики;

— обладать способностью саморегулирования, чтобы лю­бые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) быстро фиксировались (в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались контрмеры, возвращающие систему управления в прежнее нормальное состояние.

Непременным элементом любой системы управления явля­ется связь. Связь можно определить как важный для целей управ­ления, взаимодействия канал обмена между субъектами вещест­вом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает воздействие.

Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т. д.

Прямая связь - это воздействие субъекта управления на объ­ект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т. д.

Обратная связь - это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной свя­зи означает, что результат функционирования объекта управле­ния определенным образом влияет на поступающие на него воз­действия. Как правило, обратная связь выступает важным регуля­тором в системе управления.

Приведенные прямые и обратные связи относят к верти­кальным. Кроме них существуют также горизонтальные связи, позволяющие реализовать неформальные отношения, способст­вующие передаче знаний и навыков, обеспечивающие координа­цию действий субъектов одного уровня по достижению системой управления поставленных перед ней целей.

Систему управления можно представить в общем, элемен­тарном виде, состоящем из двух подсистем: управляющей (субъ­екта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.

Существуют разные представления о системе менеджмен­та современной организации. Так, О.С. Виханский и А.И. Нау­мов выделяют в системе управления три подсистемы [6]. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих ор­ганов, подразделений и исполнителей, выполняющих постав­ленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с по­мощью которых осуществляется управление. Данную подсисте­му можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называется структурно-функциональной и выступает как бы в роли "остова" системы управления.

Вторая подсистема - информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются:

управленческая идеология и ценностная ориентация систе­мы управления;

интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;

информация и коммуникации в системе управления.

Совокупность данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую подсистему, хотя у отдельных систем управ­ления могут быть и дополнительные блоки, например блоки национальных интересов, национальных управленческих сте­реотипов и т. Д

Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосо­вершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, рас­пространению и практическому воплощению.

Принципы менеджмента

Принципы управленияможно определить как ос­новные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими долж­ны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высо­кой эффективности управленческой деятельности.

Впервые термин "принципы управления" ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием "Принципы научного менеджмента". На основе изуче­ния способов выполнения работ и трудовых операций он сфор­мулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

— научный подход к выполнению каждого элемента работы;

— научный подход к подбору, обучению и тренировке ра­бочего;

— кооперация с рабочими;

— разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента - А. Файоль в 1916 г. в книге "Общая промышленная администрация" предложил формализованное описание работы управляющих в орга­низациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента При этом он относил к приоритетным два принципа - единоначалия и единства действий.

Американский исследователь Г. Эмерсон (1853-1931 гг.) в книге "Двенадцать принципов производительности" привел сле­дующие управленческие принципы:

— точно поставленные цели;

— здравый смысл;

— компетентная консультация;

— дисциплина;

— справедливое отношение к персоналу;

— оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;

— диспетчеризация;

— нормы и расписание;

— нормализация условий;

— нормирование операций;

— написанные стандартные инструкции;

— вознаграждение за производительный труд.

Ведущими принципами Г. Эмерсон считал точно постав­ленные цели и здравый смысл.

Таблица 2.1

Наши рекомендации