Передача знаний и обучение
«Было бы утопией думать, что изменение хозяйственных и культурных устоев русской жизни может совершаться путем составления рецептов и инструктирования всех хозяйств, каждого в отдельности (специалистами) или кооперативными инструкторами. Наша роль – это роль бродильного начала, фермента, приводящего в движение могучие стихийные силы, и только само самодеятельное крестьянство в силах вынести на плечах те народнохозяйственные реформы, которые мы рисуем перед собою» А.В. Чаянов
Убеждение– это искусство, которым люди пользуются на протяжении всей жизни в семье, с друзьями и коллегами, в иных ситуациях. Причем зачастую это делается неосознанно.
Передача сообщения, информации осуществляется различными способами в зависимости от формы общения (коммуникации):
- по телефону это может осуществляться только голосом с использованием различных интонаций;
- при непосредственном общении – голос и интонация дополняются жестами, показом необходимого иллюстративного материала, с музыкальным сопровождением и др.
Главное – чтобы обеспечивалось оперативное формирование у адресата цельного и четкого представления по поводу передаваемого сообщения.
Еще же важнее, чтобы сообщение «укладывалось» в рамки интеллектуальных возможностей лиц, их воспринимающих, а «кодировка» (используемые понятия, символы, алгоритмы и т.п.) были однозначны и понятны, хорошо объяснимы.
Не пренебрегайте толковыми словарями даже в случаях, когда вы почти уверены в правильности трактовки вами тех или иных терминов и понятий!
Человек, продолжающий саморазвиваться после получения высшего образования, имеет очень подвижную «картину мира». Он способен изменять её, следуя за изменениями в окружающем мире.
Иная ситуация с человеком, многие годы проработавшим на одной и той же работе, накопившим жизненный опыт и впитавшим культуру того коллектива, в котором он работает. Практические навыки и стереотипы для него становятся доминирующими, оттесняя на второй или даже третий план основополагающие теоретические знания. Его «модель мира» становится жесткой с очень малой степенью приспособления к меняющейся окружающей действительности.
Согласно теории Албрехта обучение взрослых исходит из трех аспектов:
•помощь в жизни;
•гарантия получения образования и работы;
•инвестирование.
В чем же нуждается такой человек и что способен воспринять?
Помощь в жизни через обучение является главным аспектом в поведении взрослых. Взрослые по сравнению с детьми, познавая жизненные ситуации, выделяют те, к которым они не готовы или плохо подготовлены. Понимают, что без посторонней помощи, без обучения (индивидуального или в группе) не могут обойтись. Это является стимулом к получению недостающих знаний, к обучению.
При этом обучение может быть официальным и неофициальным.
Официальное обучение организуется по конкретным специальностям или курсам, с определенными затратами ресурсов и времени и выдачей документов обучаемым о приобретенных знаниях. Для этого обучающая организация должна иметь официальную аккредитацию с правом присвоения квалификации. В мире не многие сельские консультационные службы имеют таковую.
Неофициальное обучение связано с передачей любых новых знаний обучаемым в любых формах и не предполагает выдачу документа, подтверждающего полученные знания и навыки. Именно такое обучение взрослых присуще консультационной деятельности.
Отличительные особенности обучения взрослого:
•обучаемый хорошо ориентирован на получение только тех знаний, которые необходимы ему для успеха в жизни и деятельности;
•новые знания не всегда «накладываются» на накопленный практический опыт и устоявшиеся представления об окружающей действительности, что существенно препятствует их освоению;
•контролировать процесс усвоения знаний необходимо непрерывно в ходе любых обучающих мероприятий – обратная связь с обучаемым должна быть гораздо эффективнее, чем в официальном обучении.
Считается, что взрослый в своей жизни обучается на следующих уровнях:
-эмоциональном, через опыт и переживания;
-психологическом, через продуманное приобретение необходимых навыков
-познавательном, через приобретение знаний и опыта в ходе организованного обучения, формирования собственного мнения и суждения;
-социальном, через поведение, «впитывание» отношений окружающей культуры.
Обучаемый взрослый не может быть пассивным объектом, как молодой человек, получающий образование. Известный бразильский ученый Пауло Фрейре показал, что к взрослым не применимы условия:
•преподаватель знает все, а ученики ничего не знают в рамках изучаемого предмета;
•преподаватель обучает, а ученики воспринимают и записывают;
•преподаватель осуществляет выбор, а ученики вынуждены соглашаться с этим выбором, приспосабливаться к программе обучения;
•преподаватель – это субъект учебного процесса, в то время как ученики являются только объектами.
Основным видом обучения взрослых считается обучение в группе коллег.
Учитель перестает быть тем, кто учит, и становится тем, кто сам обучается в диалоге с учениками. Учитель и обучаемые становятся совместно ответственными за процесс, в котором развиваются и ученики и учителя.
Обучаемые – более не послушные слушатели, а критические соисследователи в диалоге с учителем, в обсуждениях и спорах между собой.
Основные подходы к обучению взрослых:
1. Обеспечение совместной деятельности обучаемых с преподавателем. Преподаватель – старший товарищ, владеющий знаниями и навыками, которыми хотят овладеть обучаемые, который делится этими знаниями, помогает освоить, а не навязывает их, как это нередко делается при обучении молодежи.
2. Опора на опыт обучающихся - рациональный опыт обучающегося используется в качестве основы обучения, как самого обучающегося, так и его товарищей.
3. Ориентация учебной программы на обучаемых, под конкретные интересы обучаемых, их возможности в познании материала.
4. Цели обучения и систематизированные пути их достижения (курсы, тематика занятий) должны быть ярко выраженными.
Задача преподавателя заключается в первую очередь в создании атмосферы, способствующей возникновению внимания и интереса, значимых для обучаемого. Для этого надо исходить из того, что:
•обучаемые (клиенты консультантов) хотят учиться, т.к. им необходимы знания для решения своих проблем;
•учение, значимое для обучаемого, может иметь место в том случае, если преподаватель принимает учащегося таким, каков он есть;
•возможность для каждого участника обучающего мероприятия естественно восторгаться тем, что ему нравится и скучать в обсуждении того, что ему не нравится и, тем более, уводит в сторону от преследуемой цели занятия и т.п.
Основные методы доведения информации до взрослых:
1 - Метод сравнения;
2 - Метод логического обоснования;
3 - Метод системного представления;
4 - Метод экспертных оценок;
5 - Метод восхождения от простого к сложному (от известного к неизвестному);
6 - Метод наглядной демонстрации
Методики активного обучения:
Групповая дискуссия основана на обмене мнениями, мыслями и идеями в обучаемой группе.
Практическая (опытная) работа при обучении взрослых в консультировании используется относительно редко. Например, обучение управлению новым комплексом сельхозмашин при точной и энергосберегающей технологии посева растений.
Методика “Сase study” означает изучение ситуации (от англ. case – 1) обстоятельство, положение дел; 2) подходящий пример) по заранее подготовленным заданиям.
Методика работы в учебной группе по схеме проведения отличается от групповой дискуссии на семинарском занятии только тем, что связана с разбором какой-то конкретной ситуации.
Методика работы в кружках иногда еще называется методом «жужжания».
Методика ролевых групп отличается от предыдущей только тем, что большая учебная группа разбивается на несколько ролевых групп. Каждой из которых поручается определенная роль.