Передача знаний и обучение

«Было бы утопией думать, что изменение хозяйственных и культурных устоев русской жизни может совершаться путем составления рецептов и инструктирования всех хозяйств, каждого в отдельности (специалистами) или кооперативными инструкторами. Наша роль – это роль бродильного начала, фермента, приводящего в движение могучие стихийные силы, и только само самодеятельное крестьянство в силах вынести на плечах те народнохозяйственные реформы, которые мы рисуем перед собою» А.В. Чаянов

Убеждение– это искусство, которым люди пользуются на протяжении всей жизни в семье, с друзьями и коллегами, в иных ситуациях. Причем зачастую это делается неосознанно.

Передача сообщения, информации осуществляется различными способами в зависимости от формы общения (коммуникации):

- по телефону это может осуществляться только голосом с использованием различных интонаций;

- при непосредственном общении – голос и интонация дополняются жестами, показом необходимого иллюстративного материала, с музыкальным сопровождением и др.

Главное – чтобы обеспечивалось оперативное формирование у адресата цельного и четкого представления по поводу передаваемого сообщения.

Еще же важнее, чтобы сообщение «укладывалось» в рамки интеллектуальных возможностей лиц, их воспринимающих, а «кодировка» (используемые понятия, символы, алгоритмы и т.п.) были однозначны и понятны, хорошо объяснимы.

Не пренебрегайте толковыми словарями даже в случаях, когда вы почти уверены в правильности трактовки вами тех или иных терминов и понятий!

Человек, продолжающий саморазвиваться после получения высшего образования, имеет очень подвижную «картину мира». Он способен изменять её, следуя за изменениями в окружающем мире.

Иная ситуация с человеком, многие годы проработавшим на одной и той же работе, накопившим жизненный опыт и впитавшим культуру того коллектива, в котором он работает. Практические навыки и стереотипы для него становятся доминирующими, оттесняя на второй или даже третий план основополагающие теоретические знания. Его «модель мира» становится жесткой с очень малой степенью приспособления к меняющейся окружающей действительности.

Согласно теории Албрехта обучение взрослых исходит из трех аспектов:

•помощь в жизни;

•гарантия получения образования и работы;

•инвестирование.

В чем же нуждается такой человек и что способен воспринять?

Помощь в жизни через обучение является главным аспектом в поведении взрослых. Взрослые по сравнению с детьми, познавая жизненные ситуации, выделяют те, к которым они не готовы или плохо подготовлены. Понимают, что без посторонней помощи, без обучения (индивидуального или в группе) не могут обойтись. Это является стимулом к получению недостающих знаний, к обучению.

При этом обучение может быть официальным и неофициальным.

Официальное обучение организуется по конкретным специальностям или курсам, с определенными затратами ресурсов и времени и выдачей документов обучаемым о приобретенных знаниях. Для этого обучающая организация должна иметь официальную аккредитацию с правом присвоения квалификации. В мире не многие сельские консультационные службы имеют таковую.

Неофициальное обучение связано с передачей любых новых знаний обучаемым в любых формах и не предполагает выдачу документа, подтверждающего полученные знания и навыки. Именно такое обучение взрослых присуще консультационной деятельности.

Отличительные особенности обучения взрослого:

•обучаемый хорошо ориентирован на получение только тех знаний, которые необходимы ему для успеха в жизни и деятельности;

•новые знания не всегда «накладываются» на накопленный практический опыт и устоявшиеся представления об окружающей действительности, что существенно препятствует их освоению;

•контролировать процесс усвоения знаний необходимо непрерывно в ходе любых обучающих мероприятий – обратная связь с обучаемым должна быть гораздо эффективнее, чем в официальном обучении.

Считается, что взрослый в своей жизни обучается на следующих уровнях:

-эмоциональном, через опыт и переживания;

-психологическом, через продуманное приобретение необходимых навыков

-познавательном, через приобретение знаний и опыта в ходе организованного обучения, формирования собственного мнения и суждения;

-социальном, через поведение, «впитывание» отношений окружающей культуры.

Обучаемый взрослый не может быть пассивным объектом, как молодой человек, получающий образование. Известный бразильский ученый Пауло Фрейре показал, что к взрослым не применимы условия:

•преподаватель знает все, а ученики ничего не знают в рамках изучаемого предмета;

•преподаватель обучает, а ученики воспринимают и записывают;

•преподаватель осуществляет выбор, а ученики вынуждены соглашаться с этим выбором, приспосабливаться к программе обучения;

•преподаватель – это субъект учебного процесса, в то время как ученики являются только объектами.

Основным видом обучения взрослых считается обучение в группе коллег.

Учитель перестает быть тем, кто учит, и становится тем, кто сам обучается в диалоге с учениками. Учитель и обучаемые становятся совместно ответственными за процесс, в котором развиваются и ученики и учителя.

Обучаемые – более не послушные слушатели, а критические соисследователи в диалоге с учителем, в обсуждениях и спорах между собой.

Основные подходы к обучению взрослых:

1. Обеспечение совместной деятельности обучаемых с преподавателем. Преподаватель – старший товарищ, владеющий знаниями и навыками, которыми хотят овладеть обучаемые, который делится этими знаниями, помогает освоить, а не навязывает их, как это нередко делается при обучении молодежи.

2. Опора на опыт обучающихся - рациональный опыт обучающегося используется в качестве основы обучения, как самого обучающегося, так и его товарищей.

3. Ориентация учебной программы на обучаемых, под конкретные интересы обучаемых, их возможности в познании материала.

4. Цели обучения и систематизированные пути их достижения (курсы, тематика занятий) должны быть ярко выраженными.

Задача преподавателя заключается в первую очередь в создании атмосферы, способствующей возникновению внимания и интереса, значимых для обучаемого. Для этого надо исходить из того, что:

•обучаемые (клиенты консультантов) хотят учиться, т.к. им необходимы знания для решения своих проблем;

•учение, значимое для обучаемого, может иметь место в том случае, если преподаватель принимает учащегося таким, каков он есть;

•возможность для каждого участника обучающего мероприятия естественно восторгаться тем, что ему нравится и скучать в обсуждении того, что ему не нравится и, тем более, уводит в сторону от преследуемой цели занятия и т.п.

Основные методы доведения информации до взрослых:

1 - Метод сравнения;

2 - Метод логического обоснования;

3 - Метод системного представления;

4 - Метод экспертных оценок;

5 - Метод восхождения от простого к сложному (от известного к неизвестному);

6 - Метод наглядной демонстрации

Методики активного обучения:

Групповая дискуссия основана на обмене мнениями, мыслями и идеями в обучаемой группе.

Практическая (опытная) работа при обучении взрослых в консультировании используется относительно редко. Например, обучение управлению новым комплексом сельхозмашин при точной и энергосберегающей технологии посева растений.

Методика “Сase study” означает изучение ситуации (от англ. case – 1) обстоятельство, положение дел; 2) подходящий пример) по заранее подготовленным заданиям.

Методика работы в учебной группе по схеме проведения отличается от групповой дискуссии на семинарском занятии только тем, что связана с разбором какой-то конкретной ситуации.

Методика работы в кружках иногда еще называется методом «жужжания».

Методика ролевых групп отличается от предыдущей только тем, что большая учебная группа разбивается на несколько ролевых групп. Каждой из которых поручается определенная роль.

Наши рекомендации