Лидерство и руководство
Понятие лидерства
Лидерство — это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия для достижения конкретных целей. А также лидерство — это возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежит авторитет, признание высокого уровня квалификации, доверие, личные симпатии и т.п.
Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает признание всего коллектива. Восприятие такого лидера окружающими происходит по модели «лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.
Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями менеджера. В этом случае соединяются в одном лице должность и лидерство. Это идеальная ситуация, к которой по большому счету должен стремиться каждый хороший руководитель. Однако в реальной жизни нередко случается, что лидером становится человек, который занимает в организации далеко не руководящий пост. Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в системе власти, но определенной властью над людьми все же обладает. Он как бы управляет своим примером, убеждением, воодушевлением. Его влияние на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. Поэтому умение так построить отношения с неформальным лидером, чтобы они усиливали формальную деятельность менеджера,— одна из важных сторон искусства управления.
Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях. Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер — последователи», а не «начальник — подчиненные».
Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.
Перед менеджером постоянно возникает дилемма: «Что важнее — дело или люди?» Предпочтение надо отдавать людям. Будет внимание к людям — будет и успех в деле. В этом и состоит подлинная сущность лидерства.
Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером. Таковым может быть человек, обладающий определенными качествами, приведенными в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Качества лидера
Качество
Краткая характеристика
Честность
Интеллект
Способность понимать людей
Устойчивость взглядов
Уверенность в себе
Скромность в быту Эрудированность
Полная ясность по поводу соблюдения нормы общечеловеческой морали. Ответ на вопрос: «Пошел бы ты с этим человеком в разведку?» — должен быть положительным
Быстрота, гибкость и прогностичность ума; устойчивое внимание, умение владеть речью; любознательность
Умение почувствовать собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно
Адекватная реакция на ситуацию; контроль над эмоциями; постоянство действий
Стремление брать на себя ответственность; осведомленность о своих достоинствах и недостатках; настойчивость в достижении целей
Отсутствие стремления к показной роскоши; рационализм в обращении с вещами
Широта и глубина познания в различных областях науки и техники; хорошая осведомленность в философии, политологии, истории; знания в области человековедения
Стиль руководства
Слово «стиль» греческого происхождения ($1у1оз). Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Поэтому можно считать, что стиль руководства — это своего рода почерк в действиях менеджера. Иными словами,
стиль управления — это то, как руководитель выполняет свои функции, т.е. не то, что он делает, а как он это делает.
Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль (директивный, волевой) характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы ему докладывали обо всех делах, единолично принимает решения или отменяет их, большинство вопросов решает сам. Такой стиль основывается на представлениях о подчиненных как о лицах, не любящих трудиться, без чувства ответственности, нуждающихся в опеке.
Авторитарному стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер не дает возможности проявить инициативу сотрудникам, категоричен, часто резок с людьми. Постоянно приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема менеджером-автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. В таких условиях, естественно, отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчиненные подобному руководителю сотрудники вполне справедливо считают, что их творческие силы не находят должного применения.
Демократический (коллективистский, партнерский) стиль управления представляет собой определенное распределение полномочий между руководителем и коллективом. Руководитель старается решать дела, советуясь с подчиненными, особенно в сложном положении. Демократичный руководитель стремится к тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.
Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать сотрудников о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику в свой адрес. В общении с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте с коллективом, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Такой менеджер требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все сотрудники.
Нетрудно заметить, что приемы и способы воздействия на подчиненных у автократа и демократа сильно различаются (табл. 10.2).
Таблица 10.2