Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Описание целей и миссии предприятия
Каждая солидная компания в начале своей деятельности формулирует миссию – то есть предназначение ее на рынке. Миссия гостиницы «ОТУЗ»: Мы обеспечиваем наших гостей услугами высокого качества, создаем атмосферу уюта и комфорта во время пребывания в гостинице.
На основании миссии, каждое предприятие ставит перед собой определенные целевые установки, следуя которым предприятие достигает успеха на рынке. Для удобства восприятия целей, многие предприятия формирует так называемое дерево целей. Дерево целей – это графическое и структурно – иерархическое изображение всех целей организации, где нижестоящие цели подчиняются вышестоящим целям. Построение дерева целей (Приложение Б).
Оценка и анализ внешней среды
Среда предприятия - это несколько сфер, каждая из которых состоит из набора элементов, которые в совокупности определяют потенциал и возможности предприятия.
Определим, какое влияние на данное предприятие оказывают факторы внешнего окружения:
Среда прямого воздействия
Потребители. Среди клиентов гостиницы «ОТУЗ» можно выделить как население других регионов России, так и туристов, приехавших из-за границы. Главным потребителем гостиницы являются иностранцы ближнего зарубежья, а потенциальными клиентами является мастное население. Среди услуг, пользующихся наибольшим спросом в гостинице, можно выделить дополнительные услуги, а именно услуги SPA-центра, услуги фитнес - центра, ресторан.
Поставщики. Предприятие «ОТУЗ» не имеет внутренних источников обеспечения материальными ресурсами, поэтому используются внешние, то есть предприятие обращается к услугам поставщиков. Основными видами ресурсов для гостиницы являются: вода, электроэнергия, газ. Поставщиками данных ресурсов являются соответственно Водоканал, Крымэнерго и Горгаз, при этом данные поставщики находятся на территории села Курортное.
Среда косвенного воздействия
Состояние экономики. Состояние мировой экономики непосредственно влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары. Так, при прогнозе инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек.
Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение, которые также влияют на работу предприятия. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот. Политические факторы влияют и на покупательную способность.
Международные события. Международные факторы имеют большое влияние для организаций, действующих на международном уровне. Изменение валютных курсов, отразится на закупке необходимых ресурсов для работы предприятия.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Анализ сильных и слабых сторон предприятия — очень важное направление в деятельности предприятия. Проблема для руководства - определение того, обладает ли компания внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Оценка сильных и слабых сторон исследуемого предприятия можно представить в виде таблицы. (Таблица 2)
Таблица 2
Оценка сильных и слабых сторон предприятия
Функциональная зона | Слабая | Средняя | Сильная | |||
Маркетинг | ||||||
Доля рынка | Х | |||||
Конкурентоспособность | Х | |||||
Разнообразие и качество услуг | Х | |||||
Эффективный сбыт, реклама услуг | Х | |||||
Рентабельность | ||||||
Задолженность | Х | |||||
Уровень рентабельности | Х | |||||
Уровень запасов | Х | |||||
Персонал | ||||||
Мотивация персонала | Х | |||||
Эффективность работы персонала | Х | |||||
Соответствие занимаемой должности | Х | |||||
Научно- технический потенциал | ||||||
Инновация в сфере услуг | Х | |||||
Организация | ||||||
Гибкость организационной структуры | Х | |||||
Чёткость распределения | Х | |||||
SWOT-анализ
Возможности: -расширение ассортимента предоставляемых услуг с целью - повышение качества предоставляемых услуг - повышение квалификации персонала - увеличение количества постоянных гостей -совершенствование автоматизированных систем - рост деловой активности, | Угрозы: - усиление позиций существующих конкурентов - неблагоприятная демографическая ситуация - возможное замедление темпов роста рынка, - текучесть кадров - экологическая ситуация в регионе - снижение бизнес активности - снижение платежеспособности населения - плохой уровень подготовки персонала | |
Сильные стороны: - привлекательное расположение гостиницы, наличие фирменного стиля - высокий уровень сервиса; - дифференциация номерного фонда - хорошая репутация -высокая квалификация обслуживающего персонала -наличие SPA-центра - хорошо развитая инфраструктура | - увеличение доли рынка - обеспечение полной загрузки номерного фонда - рост основных финансовых показателей - возможность привлечения постоянных клиентов (местное население) | - опережение конкурентов за счет существующих конкурентных преимуществ - потеря части высококвалифицированного персонал, что приведет к ухудшению сервиса и, соответственно, к снижению спроса на предоставляемые услуги |
Слабые стороны: - отсутствие отдела по связям с общественностью - низкая среднегодовая загрузка - высокие цены | - повышение среднегодовой загрузки номерного фонда - возможность понижения цены за счет увеличения объема услуг | - потеря постоянных клиентов - снижение уровня загрузки номерного фонда - проигрыш в конкурентной борьбе и подрыв существующей репутации |