Внутренняя среда организации

Все организации отличаются друг от друга по различнымаспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.).Вместе с тем ониимеют общие для всехорганизаций характеристики.

Под внутренней средой организации понимается совокупность присущих ей свойств (так называемых внутренних переменных), конкретные характеристики которых в сочетании придают ей определенное «лицо». К ним относятся:

1. Разделение труда - обособление различных видов деятельности и закрепление их за субъектами, справляющимися с ними наиболее успешно. Это служит основой их дальнейшей специализации.

Разделение труда бывает двух типов:

- горизонтальное - по видам деятельности, которые организация осуществляет в соответствии со своим предназначением. Эти виды деятельности объединяются в подразделения, взаимосвязанная совокупность которых образует организационную структуру;

- вертикальное - между руководителями и исполнителями. В результате формируется управленческая структура в виде иерархии звеньев управления (подразделений и должностей), предполагающая их соподчиненность.

Горизонтальное разделение труда - это качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути, это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей.

В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

общее руководство - выработка и проведение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации;

технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;

экономическое руководство - стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности организации, внедрение хозрасчета и обеспечение ее рентабельной работы;

оперативное управление - составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса;

управление персоналом - подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

2. Технология, или связь, между отдельными видами работ. Выделяют четыре основных типа технологий:

Складывающаяся характеризуется тем, что все работы в рамках организации хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция (сборка).

Последовательная технология предполагает, что работы вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая, как происходит, например, на конвейере.

Связаннаятехнология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности (отработка документа разными специалистами по поручению руководителя).

Групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящийся дом).

3. Дифференциация - распределение работ между отдельными участниками трудового процесса, когда каждый получает определенную степень завершенности в конкретном результате, имеющем самостоятельную ценность, но с точки зрения организации не являющемся законченным целым (изготовление отдельной детали).

4. Интеграция дополняет дифференциацию и предполагает сотрудничество исполнителей, придающее процессу единство и целостность.

5. Организационный порядок - совокупность автоматически действующих норм и правил поведения и решения управленческих задач, в соответствии с которым исполнители могут поступать самостоятельно, не обращаясь за указаниями к руководителю.

6. Взаимоотношения участников организации.

По содержанию они могут быть либо деловыми, связанными с выполнением служебных обязанностей, либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях.

По форме речь должна идти об отношениях силы и зависимости, с одной стороны, и независимости и партнерства - с другой. Силовые отношениянестабильны вследствие непрекращающейся борьбы за власть, находятся в состоянии неустойчивого равновесия, что придает им дополнительный динамизм. Партнерские отношения,основанные на осознании реальной взаимозависимости субъектов, более стабильны и предсказуемы.

Фактически внутренняя среда определяет структуру организации.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

Задача - это предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад вдостижение целей, организации.

Технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях.

Задачи и технология тесно взаимосвязаны. Выполнение задачи предполагает использование конкретной технологии.

7. Люди (трудовые ресурсы). Это наиболее значимый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд людей. Это значит, что в менеджменте все внутренние элементы никогда не рассматриваются изолированно друг от друга. Изменения одного из названных элементов будут в определенной мере влиять на все остальное.

15. Внешняя среда организации.

Внешняя среда - это совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих влияние на ее деятельность.

Организация полностью зависима от среды, поскольку получает от нее ресурсы и удаляет туда отходы. В силу этого среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой организации.

Выделяют:

1) микросреду (деловое окружение), с элементами которой организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты);

2) макросреду (фоновое окружение), на элементы которой организация влиять не в состоянии (политика государства, состояние рынка и т. п.), а может только приспосабливаться. Сегодня число влияющих на организацию факторов макросреды постоянно увеличивается.

Нестабильность внешней среды и непредсказуемость поведения персонала придают деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности. Поэтому руководство должно быстро улавливать все изменения, четко осознавать их значение, как в настоящем, так и в будущем и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся материальных и людских ресурсов.

Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

Наши рекомендации