Исторические условия возникновения менеджмента
Стадии:
1. Пионерная (1820-1990 гг) - традиционные методы управления, личные способности предпринимателя, т.е. он все делает сам и не нанимает менеджеров.
2. Организационная (20 век) - научный подход в организации управления. Развитие сотрудничества между начальством и персоналом.
3. Интеграциональная (30 гг 20 века) - поведенческие подходы к организациям управления, увеличилось значение человека, стали развиваться партнерско-дружеские отношения, смешивание тех.процесса с деятельностью человка.
Внешняя и внутренняя среды фирмы
Внутренняя среда организации - это ее внутренние переменные, т.е. ситуационные факторы внутри предприятия. Система организации делится: 1.управляющая подсистема. 2. управляемая подсистема. Выделяют следующие элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.
Внутренние факторы: восприятие, поведение людей, соц.установка, цепочка ценностей, стимулы.
Организация является открытой системой, которая ощущает на себе как внешние, так и внутренние факторы и для того, чтобы выжить и развиваться, организация должна адаптироваться к условиям любой среды.
Внешняя среда - все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Факторы: 1. прямого воздействия (поставщики, законы и гос.органы, потребители, конкуренты)
2. косвенного воздействия ( состояние экономики, соц-культурные факторы, политические факторы, отношение с населением)
Общие факторы: внешнее окружение организации, внешнее изменение стиля руководителя, сложность факторов орг-ции, на которые она реагирует, подвижность среды, неопределенность внешней среды).
Организационные структуры управления организации
Организационные процесс - это процесс создания организованной структуры предприятия.
Этапы: 1. Деление организации на подразделения соответствующей стратегии.
2. Взаимоотношение полномочий:
-Делегирование - передача задач и полномочий лица, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
-Ответственность - это обязательство выполнять задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
- Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение задач.
- Власть - это реальная способность действовать.
Полномочия: 1. линейные - передают от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. 2. штабные - консультативный личный аппарат.
Структуры управления:
1. Линейная(характерна вертикаль, т.е. во главе стоит высший руководитель)
2. Линейно-штабная (аналог линейной, только управление сосредоточено в штабах)
3. Функциональная (деление организаций на элементы, каждый из которых имеет функцию и задачу)
4. Линейно-функциональная (основные связи - линейные, а дополняющие - функциональные)
5. Дивизиональная ( на основании выделения подразделений)
6. Продуктивная (деление по видам продукции)
7. Региональная (деление по месту расположения подразделений компании)
8. Матричная
Коммуникации в системе менеджмента. 10. Сущность и виды коммуникаций
Коммуникации в организации - это обмен информацией между людьми.
Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид начинает строить коммуникационные воздействия.
Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.
Коммуникационная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи осуществляются сверху вниз от руководителя к подчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням работниками или частями организации. Диагональные связи -это связи с другими начальниками и подчиненными. Взаимосвязь этих сетей создает коммуникативную структуру организации.
Цели коммуникации:
· Организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления.
· Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией.
· Установить взаимосвязь между людьми в организации.
· Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации.
· Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации.
Виды:
1. Коммуникации между организацией и ее средой
2. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями
3. Нисходящие к: внедрение стратегии к целям, должностные инструкции к обязательствам, процедур к правилам, внушение идей, обратная связь по результатам деятельности.
4. Межличностные - процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
5. Организационные- это процесс, с помощью которого руководители предоставляют информацию большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.