Организация инновационной деятельности

Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный принцип инновации заключается в со­здании команды из лучших работников, освобожденных от текущей рабо­ты. Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подраз­деление в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятия крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоя­нии — уже большая задача для людей, занятых этим. Поэтому на созда-

ние нового у них практически не остается времени. Существующие под­разделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном спо­собны лишь расширять, модернизировать производство.

Предпринимательская и инновационная деятельность не обязатель­но должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых пред­приятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако не­обходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции (услуг) техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответ­ственный за инновационную деятельность, должен быть лицом доста­точно авторитетным на предприятии.

Необходимо оградить инновационное подразделение от непосиль­ных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

Прибыль от реализации инновационного проекта существенно от­личается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства, по меньшей мере, в 5—10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.

Предприятием следует управлять таким образом, чтобы в нем со­здавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприят­ной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестностью. Каждый работник должен осознать, что нововведения — это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения — это гарантия занятости и благо­получия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха.

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого внутрифирменными под­разделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоя­тельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделе­ния, организуемые для внедрения инновационных идей и разработки новых типов наукоемкой продукции. Внутренний венчур наделяется

значительной автономией в административном и хозяйственном отноше­нии в рамках предприятия. Отбор и финансирование предложений, по­ступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретате­лей, ведется специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделе­ние функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия. В течение обуслов­ленного срока внутренний венчур должен провести разработку новше­ства и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для дан­ной фирмы изделия.

Однако, как уже отмечалось, положительный результат получается нечасто, и для того, чтобы не наказывать разработчиков неудачной идеи, в ряде американских компании членам внутренних венчурных подраз­делений, персонал которых формируется добровольно, гарантируются прежняя должность, статус и оклад, даже если проект потерпит неуда­чу. В японских фирмах новаторы-неудачники награждаются почетными жетонами в знак благодарности руководства за проявленную инициати­ву или получают небольшие премии. В случае успеха изобретателям в первый год выплачивается до 25% прибыли от реализации новшества, а в последующие годы — до 10%.

Венчурная фирма — это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлека­ется венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инноваци­ях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях, связан­ных с разработкой инновационных идей, становится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализи­рующихся на подобных разработках. Такими фирмами создается до 60% новшеств (например, ксерокс, микропроцессор, персональный компью­тер и т.д.).

Для малых фирм характерны простота управления, широкий про­стор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-техни­ческой политики, активное привлечение к инновационной деятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффективность деятельно­сти венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инно­вационный прогресс, разработку новой продукции, прогрессивных техно­логий. Причиной их эффективности является узкая специализация, при ней не требуются крупные средства, но нужна высокая заинтересован-

ность, которая обеспечивается небольшим мобильным коллективом про­фессионалов-единомышленников.

Об эффективности малых фирм в инновационном процессе свиде­тельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый доллар, вложенный в научно-исследователь­ские и опытно-конструкторские работы, фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100—1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость свыше 1000 человек. Темпы нововведений у малых фирм на треть выше, чем у крупных фирм, кроме этого, небольшим фирмам требу­ется в среднем около 2 лет, чтобы выйти со своими нововведениями на рынок, тогда как крупным — около 3 лет1.

Участие крупных фирм в рисковом финансировании обусловлено не только повышенной по сравнению с традиционными формами веде­ния НИОКР отдачей, но и их прямой экономической заинтересован­ностью. Дело в том, что независимые малые фирмы пользуются налого­выми и другими льготами, получают прямую финансовую поддержку в рамках правительственных программ стимулирования научно-техниче­ского прогресса. В результате всего этого венчурное финансирование в на­стоящее время во многих странах активно развивается. Определенное развитие венчурные фирмы получают и в России: на начало 2005 г. в стране функционировало 20,7 тыс. малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания2.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение инновации.

2. Назовите признаки классификации инноваций.

3. Какова роль инноваций в развитии предприятий?

4. Что включает инновационная деятельность предприятия?

5. Назовите источники инновационных идей.

6. Что нужно делать и чего не следует делать в процессе инновацион­ной деятельности?

7. Какие этапы включает инновационный процесс?

8. Что представляет собой внутренний венчур?

9. Что такое венчурная фирма?

10. Какие важные моменты нужно учесть при организации инновацион­ной деятельности?

1 См.: Ровенский ЮЛ. Стратегия развития предпринимательства. М. : Электрони­
ка, 1996. С. 105.

2 См.: Малое предпринимательство в России. Официальное издание. М., 2005.
С 17.

ГЛАВА 10

Наши рекомендации