Организация как объект менеджмента
Как уже отмечалось, менеджмент – это прежде всего деятельность по управлению организацией, т.е. организация первична, следовательно, она является причиной существования менеджмента.
Менеджмент, в свою очередь, необходим для координации действий людей, повышения эффективности, конкурентоспособности и сохранения целостности организации.
Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является основой менеджмента. Поэтому для более полного понимания сущности и содержания менеджмента необходимо рассмотреть, что такое организация, как она возникает, как устроена, как функционирует и развивается.
Человек на протяжении всей жизни связан с организацией (детский сад, школа, институт, предприятие, театр и т.п.). В этих организациях люди проводят большую часть своего времени (учатся, работают, отдыхают и т.п.).
Коммерческие организации (предприятия) создают продукцию (услуги), потребляя которые человек живет и развивается.
Государственные учреждения (организации) определяют нормы и правила и контролируют их соблюдение.
Общественные организации (партийные, профсоюзные и др.) являются средством выражения наших взглядов и интересов.
В конце ХХ в. организация стала универсальной формой общественной жизни. При этом она понимается как социально-экономическая система, как общее понятие для всех организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, компаний, учреждений, фондов и т.п.).
Наиболее общее представление об организации можно составить на основе следующих определений.
Первое определение относится к живой и неживой природе и характеризует организацию как систему. Например, системой является любой живой организм, техническое устройство (автомобиль и т.п.).
Остальные определения относятся к общественной жизни. Именно организации этого типа и будут рассматриваться в данном курсе.
В настоящее время в литературе по управлению применение термина «организация» довольно многообразно. Под понятие «организация» подпадают процессы по упорядочению элементов в целесообразное единство; по формированию и поддержанию целостности создаваемых или функционирующих объектов; по объединению людей и координации их действий для выполнения какой-нибудь задачи и т.п.
В этом смысле организация– это совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию необходимых связей.
Организация как система (упорядоченное состояние элементов целого, т.е. организация в статике) и организация как процесс по упорядочению элементов в целесообразное единство (организация в динамике) непосредственно связаны между собой. Причем организация как процесс – первична, а организация как система – вторична, так как она является результатом того или иного процесса организации.
Вместе с тем система не остается неизменной, она функционирует, в ней идет процесс упорядочения элементов системы.
Организация может рассматриваться как в статике, так и в динамике. В статике – это целостное образование, имеющее вполне определенное предназначение. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по созданию или поддержанию целостности каких-либо объектов.
Природа всех социальных процессов и систем носит двойственный объективно-субъективный характер. Основным элементом и главным организатором этих процессов и систем является человек.
Однако человек не всесилен. Его возможности ограничены объективными процессами, протекающими в природе.
Наиболее общие элементы, характерные для любой организации:
• люди, работающие в данной организации;
• цели, которые она желает достичь;
• управление, которое приводит в движение ее ресурсный потенциал для достижения целей.
Основные признаки организации:
• наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;
• одна цель (желаемый конечный результат, который принимают как общий все члены данной группы);
• сознательная совместная деятельность.
Основными ресурсами организации являются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология, информация (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Основные ресурсы, используемые организацией
Организации создаются и действуют в конкретных социально-экономических, социально-культурных, исторических, производственно-технических и иных условиях. Поэтому в каждой организации проявляются специфические закономерности их формирования и развития. Эти объективные закономерности во многом предопределяют принципы и методы управления, организационные структуры, системы информационного обеспечения, стили руководства, мотивы поведения членов организации.