Школа научного управления и ее роль в формировании менеджмента
ШКУ занималась поиском путей повышения эффективности процесса производства за счет рациональности организации труда отд рабочего времени
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.
Возникновение школы связано с работами Фредерика Тейлора, Лили Гилбрет и Генри Гантта.
1911 г. - Ф. Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления».
Осн положения научного управления:
1. Анализ создание работы и определить ее осн операции
2. Повышение производительности труда
Принципы Тейлора:
1. Научный подход к каждому элементу человеческого труда
2. Отбор рабочих по знаниям
3. Сотруднечество мд администрацией и рабочими для осуществления научного управления
4. Справедливое рапсределение обязанностей
Недостатки школы: недооценка человеческого фактора, школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения
Школа количественных методов и ее роль в формировании менеджмента
- Суть количественного научного подхода заключается в следующем: для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший.
- Ключевой характеристикой количественной школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями,символамии количественными значениями.
- Огромное значение для развития количественных методов в управлении имело появление компьютеров, которые позволили разрабатывать очень сложные модели, с большим количеством переменных, весьма приближенные к реальности.
- Представители: Д. Форестер, А. Раппопорт, Р. Калман, Л. Клейн и др.
Роль
1. Такие модели позволяют определить основные тенденции ее развития управленческой ситуации, выявить ожидаемые опасности, возможные перспективы;
2. Количественный подход положил начало новым направлениям науки, таким, как исследование операций, системный анализ, линейное программирование, динамическое программирование, теория игр и др.;
С течением времени этот подход приобретает все большее значение. Управленцы осознают, что принцип "управлять — значит измерять" справедлив, что без оценки степени достижения целей, стоящих перед организацией, без оценки результатов реализации принятых ранее управленческих решений эффективное управление невозможно.
Умение сочетать количественные и качественные оценки делает направление развития управленческой мысли перспективным.