Ценности и национальные культуры

Культуры различаются по глубинным основаниям ценностей и установок. То, что люди думают об успехе, процветании и материальных достижениях, риске и изменениях, может повлиять на их отношение к работе и их взаимоотношения с организациями. Схема, разработанная Г. Хофстедом, предлагает подход, позволяющий понять, каким образом различия ценностей в разных национальных культурах влияют на поведение человека на работе. В этой схеме содержится пять параметров национальной культуры, которые можно описать следующим образом:

1. Дистанция власти— готовность культуры принять различия в статусе и власти между ее носителями. Она отражает степень уважения к иерархии и рангам в организации. Считается, что культура Индонезии отличается большой дистанцией власти, тогда как Швеция имеет культуру с относительно низкой дистанцией власти.

2. Избегание неопределенности— это склонность культуры к дискомфорту, связанному с риском и двусмысленностью. Оно отражает то, насколько люди предпочитают структурированные ситуации в организации. Культура Франция считается сильно избегающей неопределенности, тогда как Гонконгу присуща культура, не избегающая неопределенности.

3. Индивидуализм-коллективизм— это тенденция культуры делать акцент либо на индивидуальных, либо на групповых интересах. Она отражает то, насколько люди предпочитают трудиться индивидуально или совместно в группах. Соединенным Штатам присуща крайне индивидуалистическая культура, тогда как Мексике — более коллективистская.

4. Маскулинность-феминность— это тенденция культуры ценить стереотипные мужские или женские признаки. Она отражает то, насколько организация делает упор на конкуренции и напористости, или на чувствительности к межличностным отношениям и озабоченности отношениями. Культура Японии считается очень мужской, тогда как культуре Таиланда присущ более женский характер.

5. Долгосрочная или краткосрочная ориентация— это тенденция культуры делать акцент на ценностях, связанных с будущим, например экономности и настойчивости, или на ценностях, сфокусированных вокруг настоящего. Она отражает то, насколько люди и организации принимают долгосрочные или краткосрочные перспективы деятельности. Южная Корея отличается долгосрочной ориентацией, а Соединенные Штаты — более краткосрочной.

Первые четыре параметра Г. Хофстеда удалось идентифицировать в результате исследований многих тысяч работников мультинациональной корпорации, осуществляющей свою деятельность в более чем 40 странах. Пятый параметр — долгосрочной или краткосрочной ориентации — был добавлен после исследования с использованием опросника, проведенного специалистом в области кросс-культурной психологии М. Бондом и его коллегами. Их исследование позволило выдвинуть предположение о культурной важности конфуцианского динамизма с его упором на настойчивость, упорядочение отношений, бережливость, чувство стыда, личную стойкость, равновесие, заботу о «сохранении лица» и уважение традиций.

Используя схему Г. Хофстеда, полезно помнить, что все пять параметров связаны друг с другом и не являются независимыми. Национальные культуры легче всего понять в терминах кластерных карт, на которых сочетаются множественные параметры. Так, на рис. 3.1 показан пример разделения стран на группы на основании индивидуализма-коллективизма и дистанции власти. Заметьте, что большая дистанция власти и коллективизм часто встречаются вместе, равно как и маленькая дистанция власти и индивидуализм. Если, исходя из высокой степени индивидуализма, мы можем ожидать, что командная работа в Индонезии достигается путем консенсуса, то большая дистанция власти может привести к тому, что на консенсус сильно повлияет желание быть формальным лидером. В случае аналогичной рабочей команды, функционирующей в Великобритании или Америке, которые характеризуются большей степенью индивидуализма и меньшей дистанцией власти, принятие решений может сопровождаться более открытыми спорами, в том числе и выражением несогласия с высказанными предпочтениями руководителя.

  Коллективизм       Колумбия, Перу, Таиланд, Сингапур, Греция, Мексика, Турция, Япония, Индонезия
  Индивидуализм   Израиль, Финляндия, Германия, Ирландия, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Соединенные Штаты     Испания, ЮАР, Франция, Италия, Бельгия
  Малая дистанция власти Большая дистанция власти

Рис. 14.1. Пример кластеров стран, выделенных на основании таких параметров Хофстеда, как индивидуализм-коллективизм и дистанция власти

Глобальное организационное научение— это способность собирать во всем мире сведения, необходимые для долгосрочной адаптации организации.

Заключение

В современных российских условиях рынка резко изменился подход к управлению организациями. В связи с постоянным ростом информационных потоков, увеличением объема данных, от которых зависит управленческое решение, менеджеру необходимо постоянно углублять свои профессиональные знания для управления работой персонала и деятельностью всей организации.

На первое место в системе управленческих дисциплин вышли те, которые формируют знания в области управления. Среди них можно выделить базовую дисциплину – организационное поведение. Современное управление персоналом предполагает новое видение управленческих отношений руководителя, его ориентацию на раскрытие потенциала человеческого капитала. Введение поведенческих дисциплин в учебные программы поможет будущим руководителям более глубоко осмыслить современные методы руководства поведением работников в организациях.

Применение кейс- технологий считается достаточно привлекательным и наиболее целесообразным способом обучения умениям и навыкам профессиональной и управленческой деятельности.

Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору технологий обучения, при разумном их сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией. Обучение менеджеров требует от преподавателя соответствующей компетенции и уровня подготовки в проведении кейс- стади. Преподавателю необходимо организовывать групповую работу, направлять беседу в нужное русло, вовлекать в дискуссию всех участников учебного процесса, добиваться обратной связи, обобщать полученные результаты и подводить объективные итоги. От этого зависит эффективность занятия.

Поскольку труд менеджера многофункционален, необходимо использовать в обучении организационного поведения разнообразные ситуации, направленные на решение организационных, координирующих, мотивационных и других управленческих задач.

Все это способствует пониманию новой рыночной ситуации, при которой будут востребованы те менеджеры, которые позволят при минимальных затратах решать сложные управленческие проблемы.

Вопрос №1 развитие концепций управления и организационного поведения

Концепция управления персоналом — теоретическая и методологическая база, а также система практических подходов к формированию механизма управления персоналом в конкретных условиях.

На сегодня многие признают концепцию управления персоналом известного российского ученого в области менеджмента Л.И. Евенко, которая выделяет четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению персоналом:

§ экономического;

§ органического;

§ гуманистического.

  Период Концепции Подходы
20-40-е гг. ХХвека Использование трудовых ресурсов(labour resources use) Экономический (работник — носитель трудовой функции, «живой придаток машины»)
50-70-е гг. ХХ века Управление персоналом (personnel management) Органический (работник — субъект трудовых отношений, личность)
80-90-е гг. ХХ века Управление человеческими ресурсами(human resource management) Органический (работник — ключевой стратегический ресурс организации)
XXI век Управление человеком (human being management) Гуманистический (не люди для организации, а организация — для людей)

Экономический подход дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка людей на предприятии. В начале XX в. вместо человека в производстве рассматривались лишь его функция — труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. В сущности, организация — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо. На западе эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме, а в СССР — в эксплуатации труда государством.

В рамках органической парадигмы последовательно сложились вторая концепция управления персоналом и третья концепция управления человеческими ресурсами.

Научной основой концепции управления персоналом, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль — должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

В рамках концепции управления человеческими ресурсами человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс — элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов — трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».

Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности за рамки традиционных функций организации труда и заработной платы.

В конце ХХ в. с развитием социальных и гуманитарных аспектов в менеджменте сформировалась система управления человеком, где люди представляют главный ресурс и социальную ценность организации.

Анализируя изложенные концепции, можно обобщить подходы к управлению персоналом, выделив два полюса роли человека в общественном производстве:

§ человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческой) — важный элемент процесса производства и управления;

§ человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями — главный субъект управления.

Другая часть исследователей рассматривает персонал с позиции теории подсистем, в которых работники выступают в качестве важнейшей подсистемы.

222222Все общественные (и естественные) науки опираются на философский фундамент базисных, направляющих их развитие, концепций.

ОП основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций (табл. 1), которые и являются теми самыми «проверенными временем» принципами.

Принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида понятий: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.

Таблица 1 Базисные концепции организационного поведения

Человеческая природа Природа организации
Индивидуальные особенности Социальные системы
Восприятие
Целостность личности Взаимный интерес
Мотивированное поведение
Стремление к соучастию Этические принципы
Ценность личности

Принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида понятий: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.

Индивидуальные особенности. Идея индивидуальных особенностей родилась в психологии. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников предполагает специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных особенностей.

Восприятие. Каждый из нас индивидуально воспринимает происходящие вокруг события. Наше отношение к объективной реальности проходит через фильтр индивидуального восприятия, представляющего собой уникальный для каждого человека, формирующийся на основе накопленного опыта способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Уникальное видение каждого из нас доказывает, что мы ведем себя не как машины, а как человеческие существа.

Целостность личности. Конечно же, организации с радостью ухватились бы за возможность «принимать на работу» только квалификацию индивида или его способность к анализу, но в реальности компаниям приходится иметь дело с целостной личностью, а не с отдельными ее качествами. Профессиональное мастерство не существует без опыта и знаний, личная жизнь человека не может быть полностью отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических. Каждый из нас - целостное человеческое существо.

Реализация ОП предполагает, что администрация организации нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, но в развитых личностях.

Мотивированное поведение. Одно из основных положений психологии гласит, что нормальное поведение человека формируется под воздействием определенных факторов, которые могут быть связаны с потребностями индивида и/или последствиями его поступков. Когда мы имеем дело с человеческими потребностями, необходимо помнить, что побуждения людей отнюдь не таковы, какими, как мы считаем, они должны быть; они являются тем, чего желают сами люди.

Мотивация сотрудников - обязательный атрибут любой организации. Вне зависимости от находящихся в ее распоряжении технологий и оборудования, ресурсы эти не могут быть использованы до тех пор, пока к ним не приложится труд предварительно мотивированных людей.

Стремление к соучастию. Многие сотрудники активно стремятся, используя свои таланты и идеи, способствовать успеху организации, поделиться с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте. Организации должны предоставлять максимально благоприятные возможности таким работникам, ибо речь идет о выгодной обеим сторонам практике.

Ценность личности. Каждый сотрудник организации хотел бы внимательного и уважительного отношения со стороны руководства. Теория о том, что человек - один из экономических инструментов, давно утратила популярность.

Сегодня в «моде» высокая ценность квалификации и способностей, возможности для саморазвития каждого работника.

Фундамент организационной концепции образуют три основных «камня» - положение о том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента и наемных работников основываются на определенных этических принципах.

Социальные системы. В социологии принято считать, что организации являются социальными системами, деятельность которых регулируется как законами общества, так и психологическими законами. Фактически в организации бок о бок существуют две социальные системы. Одна из них - формальная (официальная) социальная система, другая - неформальная.

Социальная система предполагает, что окружающая среда организации подвержена динамическим изменениям, все ее элементы взаимозависимы и каждый из них подвержен влиянию любого другого элемента.

Общность интересов. Организации нуждаются в людях, в свою очередь, люди нуждаются в организациях. Каждая организация имеет определенные социальные цели. Они формируются и ведут свою деятельность на основе определенной общности интересов их членов. Менеджерам необходимы наемные работники, ибо без них невозможно выполнение задач организации; сотрудники нуждаются в компании, так как она способствует достижению их личных целей. При отсутствии взаимности отсутствует и общая база, на которой создается нечто ценное для социума. Как показано на рисунке 3, общность интересов определяет сверхзадачу организации, которая решается только объединенными усилиями наемных работников и работодателей.

Этические принципы. Для того чтобы привлечь и удержать ценных сотрудников (спрос на которых постоянно возрастает), организации строят свою деятельность на соблюдении этических принципов. Все большее число фирм осознают эту необходимость и разрабатывают различные программы, способствующие обеспечению высоких моральных стандартов, как для менеджеров, так и для работников. Компании принимают этические кодексы, проводят обучение этике отношений, поощряют сотрудников за этичное поведение, рекламирует положительные образцы поведения, и устанавливают внутренние процедуры, призванные контролировать соблюдение моральных принципов.

Вопрос №2

Наши рекомендации