Сущность и основные составляющие стратегического менеджмента
1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента;
2. Определение стратегического менеджмента, его особенности и задачи;
3. Принципы и подходы к стратегическому менеджменту;
4. Определение содержания стратегического менеджмента;
1)
1. Уровень развития экономики (1880-1930 гг.)
а) Эпоха массового производства, которая характеризуется процессом формирования инфраструктуры массового производства. Основная задача эпохи: увеличение объема производства слабо дифференцированного товара с минимальными издержками;
б) 1930-1950 гг. – эпоха массового сбыта;
в) С середины 50-х г. – постиндустриальная эпоха, которая была охарактеризована английским экономистом П. Друкером «Эпоха, не имеющая закономерностей».
Цель этой эпохи – ускорение темпов НТП, достижения нового уровня благосостояния экономики.
2. Развитие с помощью Интернета глобальной сети коммуникации, что ведет к глобализации мировой экономики и вовлечению национальных экономик во все более тесные двусторонние, многосторонние деловые контакты.
3. Проникновение на национальные рынки транснациональных международных корпораций, ФПГ, крупных концернов, что влияет на деятельность субъектов хозяйства.
4. Формирование еврорегионов и свободных экономических зон, а также единого таможенного и экономического пространства на территории стран СНГ, что обуславливает ускорение процессов конкуренции, перемещение всех видов ресурсов, капиталов, рабочей силы.
5. Сокращение временных циклов развития НТР, что ведет к смене технологии, а значит появлению угроз, связанных с исчезновением старых сфер бизнеса, товаров, услуг и быстрым ростом запросов и потребностей все большего количества различных социальных групп населения.
6. Создание методологической базы по определению управленческих решений на перспективу.
7. Возрастание профессионального уровня специалистов, занимающихся разработкой управленческих решений.
8. Появление технических возможностей по обработке м выбору оптимального варианта управленческого решения.
9. Формирование более высокого уровня культуры на предприятии.
10. Процесс глобализации бизнеса. Активизирующийся процесс слияния, поглощения и разделения компаний.
Этапы развития стратегического менеджмента:
1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались уже в первой четверти 20 в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного управления.
2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался 1950-1960 гг. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденции в будущее.
3. Стратегическое планирование. Его широкое применение произошло в конце 1960 и начала 1970.
Этот подход основывается на выявлении тенденции не только экономического развития предприятия, но и среды его существования.
Среда – сложная структурная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов.
Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования.
4. Стратегический менеджмент. Он возник в середине 1980 г. Основывается на изучении изменений во внешней среде организации.
Предусматривает разработку стратегического плана, методы его реализации и контроля.
2)
Если обобщить все точки зрения, то они сводятся к одному из трех подходов:
1. Анализ окружения. Представители акцентируют на параметры организационного окружения;
2. Цели и средства. Основывается на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
3. Деятельностный подход. За основу принимается деятельность по реализации стратегии. Представители этого подхода сводят стратегическое управление к анализу текущего положения фирмы к конкурентной среде, к разработке, оценке и выбору стратегических альтернатив.
Виханский в своем определении, объединяет 2 и 3 подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении.
Но более глубокое понимание природы и целей стратегического менеджмента можно получить при его сравнении с оперативным управлением.
Сравнение стратегического и оперативного управления:
Показатель | Стратегическое управление | Оперативное управление |
Тип реакции | Инновационный | Производственный |
Результат | Рост потенциала, гибкости | Рост прибыли |
Факторы успеха | Изобретательность, предвидение | Эффективное производство |
Объект информации | Проблемы и возможности | Спрос и прибыльность |
Структура | Гибкая структура (адаптивная, органическая) | Статичная (бюрократическая, механистическая) |
Власть | Сосредоточена на высшем уровне при решении вопросов развития предприятия и НИОКР | В производстве у менеджеров среднего звена управления |
Уровень принятия решения | Высшее руководство | Руководство подразделений |
Степень неопределенности решений | Высокая степень неопределенности | Низкая степень неопределенности |
Риск | Допускается | Не допускается |
Оперативное управление – обеспечивает процесс реализации краткосрочных и оперативных планов и диспетчеризацию. Оно сводится к принятию решений в складывающихся на данный момент условиях.
Стратегическое управление – управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Особенности стратегического менеджмента:
1. Фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя из того, что окружение будет меняться и условия жизни организации тоже будут изменяться.
При таком управлении осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее.
2. Не дает точной картины будущего, а дает лишь описание пожеланий внутреннего состояния организации и положения его в будущем во внешней среде. Дает рекомендации по позиции, которую должна занимать организация на рынке и в бизнесе.
3. Не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет конкретных методик по решению определенных задач в определенных ситуациях.
Стратегическое управление – это определенная философия бизнеса и менеджмента.
4. Стратегическое управление требует наличия стратегического планирования.
5. Усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения.
В условиях неопределенности резкого изменения отдельных элементов в рыночной системе цена расплаты за неверное предвидение становится роковой для фирмы.
6. Создание организационной структуры, позволяющей реализовать стратегию.
Задачи стратегического менеджмента:
Заключаются в определении:
1. В каком положении предприятие находится в данный момент.
2. В каком положении оно хотело бы находится через 3,5 и более лет.
3. Каким образом достигнуть желаемого положения.
3)
1. Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития организации.
2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих конкурентных преимуществ, объявление и усиление новых.
3. Обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемой организации и ее элементами.
4. Индивидуализм стратегии.
5. Каждая стратегия состоит из 2-х частей:
а) Спланированная организацией;
б) Случайная, появившаяся под воздействием среды организации;
6. Четкое организационное разделение задач стратегического и оперативного управления;
Подходы к стратегическому менеджменту:
1. По принятию управленческого решения
1.1 Традиционный – фирмы используют свои сильные стороны для стратегического прорыва в существующей конкурентной среде. Используют те возможности, которые перед ними открываются.
1.2 Современный – компания, манипулируя своими ресурсами, сама формирует для себя внешнее окружение, запросы которого она может удовлетворить с наибольшей выгодой для себя.
2. По способу приема и метода принятия стратегического управления.
2.1 Системный подход;
2.2 Процессный подход;
2.3 Ситуационный подход;
2.4 Комплексный подход;
2.5 Маркетинговый подход;
2.6 Интеграционный.
2.1) – любая система рассматривается как открытая система, действующая во взаимодействии с внешней средой. Этот подход рассматривает систему как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющую выход (цель) и вход (связь с внешней средой);
2.2) – возник в 20-е годы в рамках административной школы, но развитие получил во 2-й половине 50-х гг. Этот подход рассматривает управление, как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.
2.3) – концентрирует внимание на том, что пригодность и эффективность использования различных методов управления определяются в ситуациях. Этот подход был разработан в 60-х гг. в Гарвардской школе бизнеса. Это способ решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации.
2.5) – предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.
4)
Содержание стратегического менеджмента рассматривают с разных сторон:
1. Если за основу принять этапы разработки внедрения стратегии, то содержание можно представить в виде модели.
2. Можно рассматривать содержание с помощью функций управления (планирование, организация, стимулирование, учет и контроль).
Стратегическое планирование, как функция менеджмента
1. Определение стратегического и принципы его реализации;
2. Содержание стратегического планирования.
1)
Стратегическое планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой вид деятельности, заключающийся в разработке стратегических решений в форме прогнозов, проектов программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегии поведения объектов управления в реализации которых обеспечивается их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе.
Принципы стратегического планирования:
1. Ранжирование объектов по их важности;
2. Вариантность плана;
3. Сбалансирование плана;
4. Согласованность плана с параметрами среды окружения предприятия;
5. Адаптивность планирования;
6. Преемственность стратегических и оперативных планов;
7. Социальная ориентация плана, то есть соответствие требованиям безопасности;
8. Экономическая обоснованность плановых показателей с учетом неопределенности будущей ситуации;
9. Обеспечение обратной связью системы планирования в цикле управления;
10. Обеспечение достижимости плановых показателей.
2)
Три вида стратегического планирования:
1. Стратегическое прогнозирование;
2. Программирование (проекты стратегических программ);
3. Проектирование стратегических планов различных уровней управления.
Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, которая заключается в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего.
Программирование – составление проектов целевых комплексных программ, решение важных проблем развития экономики, межотраслевых и локальных проблем.
Целевые программы – цель мероприятия для достижения цели, ресурсы исполнителей формы контроля и отчетности.
Проектирование – разработка проектов стратегических планов всех уровней управления и различных временных горизонтов.
Проект стратегического плана не является директивой, которая подлежит исполнению.
На федеральном уровне степень директивности ослабевает и обеспечивается не административным принуждением, а инструментами права и экономическими методами управления.
Единственным видом плана, имеющим силу закона является бюджет.