Тема 8. Японская модель менеджмента

Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Особенности послевоенного развития Японии. Модель развития японской экономики. Особенности экстенсивной модели роста: ориентация на вертикальные формы участия в международном разделении труда; максимальное использование «эффекта масштаба производства» в целях экономии на производственных издержках; заимствование и освоение передового научно-технического опыта; доминирующая роль государства в рамках системы государственного регулирования экономики. Анализ основных черт японской модели менеджмента: интенсификация использования производственных ресурсов; изменения в отраслевой структуре производства и занятости; резкое усиление роли НТП в экономике; изменение внешнеэкономической стратегии; смена приоритетов в системе государственного регулирования экономики.

Причины успеха японской модели менеджмента: наличие высококвалифицированной рабочей силы; благоприятная внешняя среда; кооперация государства и бизнеса; система организации и управления бизнесом. Развитие информационных технологий в Японии и их роль в развитии и становлении модели японского менеджмента. Культурный детерминизм в объяснении японской системы менеджмента. Технологический детерминизм в объяснении японской системы менеджмента. Характерные признаки и особенности японской системы управления. Пожизненный найм. Система продвижения по старшинству. Пофирменные профсоюзы. Единовременное рекрутирование. Производственное обучение в Японии, его характеристика. Принятие решений в японских фирмах. Программы благосостояния работников. Культура, ориентированная на коллектив и семью. Роль менеджеров в японской системе управления. Возможности использования японской модели менеджмента в других странах. Управление в зарубежных подразделениях МНК, столкновение национальных деловых культур. Новые тенденции в эволюции японского менеджмента. Экономическая ситуация в Японии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и кризис японской модели экономики и управления.

Тема 9. Китайский менеджмент

Китайский менеджмент: модель экономического развития КНР и оценка ее эффективности, особенности деловой культуры, семейное предпринимательство, государственные предприятия и менеджмент профиль китайского менеджера, роль зарубежной китайской диаспоры, тенденции в развитии китайской модели менеджмента.

Менеджмент Кореи: общая характеристика экономики Республики Корея, корейская модель менеджмента: влияние японской управленческой практики, традиции в деловой культуре, современная корейская модель менеджмента.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с периодической и специальной литературой при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам.

Семинар 1. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с понятия «сравнительный менеджмент». Определить предмет и задачи сравнительного менеджмента. Далее необходимо изучить три ключевых подхода сравнительного менеджмента: социально-экономический, экологический и поведенческий. Рассмотреть модель А.Негандхи и Б.Естефана, ее основные блоки.

Рассмотреть менеджмент как организацию управления фирмой, как процесс принятия управленческих решений. Раскрыть характеристику основных этапов сравнительного менеджмента,

Следует обратить внимание на межпредметность и междисциплинарность в сравнительном менеджменте.

Вопросы для обсуждения

1.Что изучает сравнительный менеджмент?

2.Каковы основные подходы к сравнительному менеджменту в научной литературе?

3.Чем вызвана необходимость сравнительного анализа национальных моделей менеджмента?

4.Каковы причины возникновения сравнительного менеджмента в России?

Доклады

1. Этапы развития сравнительного менеджмента.

2.Экологический подход, его достоинства и недостатки.

3.Преимущества бихевиористского подхода к сравнительному менеджменту.

4.Понятия «Международный менеджмент» и «Кросс-культурный менеджмент», их цели и задачи.

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1. Корпоративный менеджмент.

2. Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

3. Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.

Наши рекомендации