Виды и формы коллегиальности
Коллегиальность может быть горизонтальной и вертикальной.
Горизонтальная коллегиальность – групповое обсуждение проблем, непосредственно связанных с выполнением должностных обязанностей участников, находящихся в сфере их компетенции.
Вертикальная коллегиальность –участие работников нижестоящих уровней в постановке и обсуждении вопросов, входящих в компетенцию вышестоящих уровней, и участие в принятии решений по этим вопросам.
Формыобеспечения коллегиальности:
Ø Совет при руководителе – помогает в формировании стратегии, обсуждает общие вопросы; формируется по должностному принципу; собирается регулярно
Ø Совещание –обсуждает пути решения конкретной проблемы; формируется из числа наиболее компетентных работников, способных к групповому обсуждению вопросов; собирается по мере необходимости. Оптимальное количество участников заседания – 10 человек.
Тема 5.3. Лидерство
Лидерство и руководство
Руководство и лидерство соотносятся примерно так же как процесс (см. руководство) и технология процесса. Технология может быть совершенной и несовершенной: менеджер может руководить более или менее успешно. То есть лидерство– это характеристика «качества» менеджера, насколько успешно он может руководить людьми, насколько у него «получается», насколько люди ему верят и насколько эффективно они выполняют его распоряжения («слушаются», подчиняются).
Формальное и неформальное лидерство
Различается формальное и неформальноелидерство.
Формальный лидер – руководитель, занимающий штатную должность или на которого возложены обязанности по руководству подчиненными.
Неформальный лидер – работник, не имеющий формальных полномочий, но пользующийся авторитетом, влиянием в какой-либо группе.
Тема 5.4.Власть
Источники власти
И руководство, и лидерство осуществляется через власть. Если нет власти, то невозможно влиять на поведение других людей, а значит и степень этого влияния равна нулю.
Властьпредставляет собой возможностьиндивида влиять на поведение других людей: может или не может, имеет право или не имеет.
Об источниках власти написано много, но в основном речь идет о двух основных:
Ø Должностные полномочия
Ø Личные качества
Виды властных полномочий
Должностные властные полномочия
Вместе с должностью менеджер получает законную или легитимную власть.Это значит, что подчиненные понимают, что они обязаны следовать указаниям менеджера.
Если менеджер имеет возможность официально поощрять подчиненных (материальное вознаграждение, повышение в должности, похвала и т.п.), то он обладает властью, основанной на вознаграждении.
Если менеджер имеет возможность применить к подчиненным наказание (уволить или понизить в должности, наложить материальное взыскание, критиковать действия сотрудника), то он обладает властью, основанной на принуждении.
Реакцией на должностные властные полномочия со стороны подчиненных является подчинение. Это значит, что подчиненные будут выполнять распоряжения, даже если они с ними не согласны.
Личная власть
Возникает благодаря внутренним ресурсам индивида (профессиональные знания и личные качества).
Экспертная власть возникает благодаря высоким профессиональным знаниям менеджера. Подчиненные соглашаются с указаниями менеджера, поскольку признают его превосходство в знаниях.
Менеджер, обладая личными качествами, благодаря которым его уважают и хотят быть на него похожими, получает референтную власть (харизма).
Реакцией подчиненных на экспертную и референтную власть менеджера является приверженность. Это значит, что подчиненные разделяют точку зрения менеджера и выполняют его распоряжения с энтузиазмом.
Приверженность предпочтительнее подчинения.
Раздел 6. Конфликтность
Тема 6.1. Конфликты в коллективе
Конфликт. Виды конфликтов
Конфликт– столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей. Конфликт имеет две или более сторон.
Бывают:
Ø Межличностные конфликты
Ø Конфликты между личностью и группой
Ø Межгрупповые конфликты
Причины конфликтов
Ø Препятствия в трудовой деятельности (плохие условия труда и отдыха, затянувшийся ремонт, несвоевременная поставка, недостоверность или отсутствие информации)
Ø Препятствия в достижении личных целей (выгодная-невыгодная работа, отпуск в феврале, отказ в повышении зарплаты, успехи конкурента, споры из-за ответственности и обязанностей)
Ø Противоречия в поведении, взглядах, манерах, привычках (несовместимость характеров, различия в возрасте, в воспитании, политические разногласия, мировоззренческие разногласия)
Ø Противоречия между руководителем и подчиненными (несоответствие стиля руководства, неумелое руководство)
Тема 6.2. Способы предупреждения конфликтов и методы их разрешения