Формы инновационного менеджмента
1. В зарубежной и российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса: административно-хозяйственную, программно-целевую, инициативную.
2. Комплексной формой организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служат технопарки и технополисы.
3. В зависимости от характера и объема выполняемых функций выделяют пять видов технополисов: инновационные центры, оказывающие содействие новым инновационным фирмам; научные и исследовательские парки; технологические парки; технологические центры; конгломераты технокомплексов и научных парков.
4. Одной из прогрессивных форм организации инновационной деятельности служат инкубаторы — комплексы, предоставляющие разносторонние услуги различным начинающим инновационным фирмам.
5. Малые инновационные фирмы имеют определенное преимущество перед крупными компаниями при реализации нововведений благодаря таким свойствам и качествам, как энтузиазм, сплоченность и инициативность персонала; предпринимательский дух, способность принятия риска; быстрая реакция на изменение спроса, на внутренние проблемы; низкая капиталоемкость в области финансов и др.
6. Наряду с обычными инновационными малыми предприятиями в сфере разработки и внедрения нововведений функционируют венчурные (рисковые) малые фирмы, что инициирует инновационный подъем, стимулируя инвесторов вкладывать средства в рисковые проекты новых технологий, продуктов и услуг.
Основными формами малого инновационного предпринимательства являются:
· новые фирмы в рамках старых компаний, которые являются фактически отдельной компанией, хоты и функционирует в рамках материнской компании. Основатели молодой фирмы обычно получают право приобретать в течение ряда лет акции по льготной цене, получая доходы от прироста капитала;
· венчурные фирмы (риск-фирмы) – фирмы, создающиеся для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском. Риск-фирма создается на базе существующего малого предприятия. Руководитель риск-фирмы обеспечивает частичное финансирование проекта из средств возглавляемого предприятия и в то же время непосредственно руководит рядом направлений деятельности проекта до того момента, когда риск-фирма передает наработки более мощной финансовой группе;
· «Фирма-инкубатор» – организация, которая создается местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых инновационных предприятий.
Опыт развитых стран показывает, что развитие малых инновационных фирм весь эффективно отражается на эффективности всего бизнеса.
К числу новых форм инновационной деятельности обычно относят различные виды предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов – от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов, консорциумов, транснациональных корпораций (ТНК), альянсов, технопарков и технополисов.
На территории РФ существует около 5 тысяч организаций, ориентированных на поддержку инновационного предпринимательства. Важные научные центры и технопарки расположены в Зеленограде, Обнинске, Дубне, Новосибирске, Арзамасе, Красноярске, Протвине, Пущине и т.д.
Инновационные игры
Деловая игра — это имитация хозяйственной или иной деятельности организации в производственных или учебных целях, которая выполняется группой лиц на модели объекта.
Инновационные игры относятся к классу общих управленческих игр. Они используются для решения наиболее сложных социально-экономических задач.
План подготовки и проведения инновационной игры включает:
разработку проспекта;
разработку сценария;
разработку программного обеспечения;
составление методических материалов;
разработку задания;
экспериментальное проведение деловой игры;
разбор деловой игры.
Сценарий деловой игры служит основным документом для ее проведения. Игра разбивается на фрагменты (этапы), каждый фрагмент — на эпизоды. Устанавливается технологическое или экономическое содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель. Главная позиция большинства эпизодов — выполнение технико-экономических расчетов.
Фрагменты и эпизоды заканчиваются по мере достижения соответствующих учебных целей. Игра завершается формулированием заключительных решений ее участников.
Разбор инновационной игры необходимо основывать на результатах шаговых расчетов. В хронологическом порядке рассматриваются решения участников. Вскрываются ошибки, показывается правильный порядок действий. В заключительной части разбора даются оценки действий основных участников игры.
Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это удается сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.
Деловые игры в области обучения управленческим навыкам направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях.
Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему менеджеру, принимать управленческие решения в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями.
Воспитание деловых качеств на основе игровых имитаций – важная сторона использования игр при подготовке будущих специалистов.
Признаки инновационных игр:
1. Участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи
2. Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.
3. В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности.
4. В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.
5. В процессе выработки инновационного проекта резко возрастае интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.
6. Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.
7. Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.
Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, также обучить специальным методам, приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими.
Игра называется инновационной, потому что ориентирует людей на выработку новых, нестандартных идей и подходов. Однако не новизна становиться самоцелью. Важно другое – найти оптимальный способ разрешения возникших трудностей.
Условия ИНИ
1. Участие руководителя высшего уровня
2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке
3. Продолжительность – 5-11 дней
4. Рабочий день – не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин
5. Не разрешается опоздание к началу работы и досрочный отъезд
6. Общая численность участников игры 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые 7 игроков)
7. Численность группы не более 9 человек, число групп 3-6.
8. Участники распределяются по группам равномерно, чтобы творческий потенциал был примерно равным, а также учитываются пол, возраст, статус, уровень образования. Желательно объединение конфликтующих участников.
9. День игры: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном» режиме.
Принципы организации ИНИ:
¨ Системность, заключающаяся в программировании и развертывании ее как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение
¨ Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результата игры
¨ Единоначалие руководителя игры
¨ Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы»
¨ Саморазвитие. ИНИ как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую.
¨ Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.
¨ Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций.
Основной эффект игры заключается в «перевороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению.