Формы инновационного менеджмента

Субъекты инновационной деятельности

Инновационная деятельность - это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

1) научные исследования и разработки;

2) научно-техническое образование и подготовку кадров;

3) научно-технические услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников (см. рис.), классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:

a) ранее большинство;

b) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) - это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях.

Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).

Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за «пионерами» внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие - это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:

• биржи, банки;

• инвестиционные и финансовые компании;

• средства массовой информации;

• информационные технологии и средства деловой коммуникации;

• патентные организации;

• органы сертификации;

• библиотеки;

• ярмарки, аукционы, семинары;

• система страхования;

• рекламные агенства;

• система образования;

• консалтинговые компании.

Специальные организационные структуры в инновационной деятельности

Интрапренерство как вид инновационной деятельности

Интрапренерство - это организация внутрифирменных рискованных предприятий. Этот неологизм образован из двух слов – «антрепренерство» - предпринимательство и «интра» - внутренний. Интрапренерство является разновидностью венчурного предпринимательства.

Цель интрапренерства - стимулирование творческой инновационно- предпринимательской деятельности на внутрифирменном уровне. В случае успеха интрапренерства инновация переносится на всю фирму в целом.

Характерные черты интрапренерства:

• свобода в распоряжении финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами;

• самостоятельный выход на рынок;

• принятие на себя части риска;

• распоряжение частью прибыли от удачной реализации проекта.

Ключевое лицо - интрапренер, то есть предприниматель, действующий внутри корпорации как владелец собственной малой фирмы. В случае успеха инновационной деятельности и распространения инновации на всю корпорацию интрапренер получает возможность должностного роста. Это является для него дополнительным стимулом.

Некоторые корпорации разрешают выпускать интрапренерам собственные акции и распространять их внутри корпорации. Купившие эти акции работники, таким образом, берут на себя часть риска и имеют право на часть дохода проекта в случае его удачи.

Внутрифирменные инновационные предприятия (на Западе такое предприятие носит название start-up) являются привлекательными и для инвесторов, так как, во-первых, им гарантируется то, что их инвестиции будут использованы целенаправленно, во-вторых, они ожидают получение большей прибыли.

Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.

В то же время многие традиционные предприятия недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации.

В теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.

Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:

· выделяются ресурсы – интракапитал – для их реализации;

· оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.

Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.

Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:

· активизации и использования творческого потенциала сотрудников;

· повышения эффективности использования ресурсов предприятия;

· быстрой реакции на изменения потребностей рынка;

· быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);

· создание основы для дальнейшего развития производства.

Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.

Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.

Наличие у предприятия неиспользованных ресурсов (в том числе и новых технологий)
    Предпосылки для возникновения интрапренерства
Формы инновационного менеджмента - student2.ru

Рис. 1. Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства

На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.

На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста.

С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.

Как и любое другое явление, интрапренерство имеет положительные и отрицательные качества (табл. 1.). Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.

Таблица 1.

Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства

Интрапренерство Индивидуальное предпринимательство
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
1. Доступность финансов предприятия – партнера 2. Организационно-технологическая помощь при реализации предпринимательской идеи 3. Возможность получения помощи в форс-мажорных обстоятельствах 4. Возможности использования предпринимательской структуры системы продвижения и сбыта предприятия-учредителя 5. Возможности использования опыта, деловой хватки, маркетинга и т.д. 1. Бюрократизация, рутинный характер деятельности, затрудняющий принятие и возникновение предпринимательской идеи 2. Ограничение предпринимательской деятельности интрапренера принятыми организацией-учредителем рамками 3. Необходимость первоочередного учета интересов предприятия-учредителя 4. Погоня предприятия-учредителя за краткосрочными успехами 1. Полная свобода своих действий 2. Повышенная мотивировка 3. Максимальная мобилизация своих сил и средств для решения поставленной задачи   1. Недостаток финансовых и прочих ресурсов для реализации предпринимательской идеи 2. Сложности технологические, организационные 3. Не на кого рассчитывать при появлении форс-мажорных обстоятельств  

Венчурные фирмы

Малые фирмы, работающие в основном в наукоемких отраслях: производство программного обеспечения, электронное и точное машиностроение, биотехнологии, химия, лекарственные препараты, относятся к фирмам - новаторам и фирмам - пионерам, используют в своей деятельности венчурный капитал.

Результатом деятельности венчурных фирм стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, кинескоп, турбореактивный двигатель и многое другое.

Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой целевой активностью, высокой компетентностью и профессионализмом.

В некоторых случаях венчурные фирмы создаются как временные проектные структуры.

Фирмы «спин-офф»

Фирмы «спин-офф» это малые инновационные фирмы, которые организуются с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов - военных, космических.

В отличие от венчурных фирм здесь большую роль играет государственный сектор, который служит не только отправной точкой при организации таких фирм, но и оказывает значительную финансовую, организационную, информационную помощь.

Следует отметить, что по оценке организации экономического сотрудничества и развития в настоящее время на долю малых фирм в промышленно развитых странах приходится 10-20 % всех новшеств, хотя доля их в расходах на инновации составляет 4- 5 %.

В целом более 50 % из инновационных малых предприятий занимаются проектированием новой техники, 40 % - разработкой программных средств. Каждое четвертое малое инновационное предприятие осуществляет консультирование в области научно- технической деятельности.

Инжиниринговые фирмы

Инжиниринговые фирмы - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками с одной стороны, и между разработками и производством - с другой.

Инжиниринговая деятельность связана:

• с экспертизой и оценкой объектов промышленной интеллектуальной собственности - изобретений, промышленных образцов, ноу-хау с точки зрения их практической реализуемости, коммерческой эффективности;

• с созданием инновационных проектов, направленных на промышленную реализацию научно-технических новшеств;

• с организацией производственных процессов на предприятии, внедряющем новшество.

Инжиниринговые фирмы осуществляют, как консалтинг по вышеперечисленным направлениям, так и выполняют практическую работу.

Бизнес- инкубаторы

Цель функционирования бизнес-инкубаторов - обеспечение эффективной инкубации (выращивания) предпринимателей, создание малых фирм.

Каждый клиент бизнес-инкубатора проходит в своем развитии ряд стадий:

• собеседование;

• тестирование;

• оценку инновационного замысла или бизнес-проекта;

• консультирование и/или составление бизнес-проекта и других документов;

• начало работ по бизнес-проекту;

• освоение бизнес-проекта;

• выход из инкубатора.

Срок пребывания клиента в бизнес-инкубаторе - от 1 до 2,5 лет.

Существует две формы участия в бизнес-инкубаторе - действительная и ассоциативная. Вторая форма в отличие от первой предусматривает свободное пользование всеми предоставляемыми инкубатором услугами без размещения фирмы непосредственно на территории бизнес-инкубатора.

Юридической основой взаимоотношений бизнес-инкубатора и его членов является договор, определяющий права и обязанности сторон, финансовые отношения, сроки пребывания клиента в бизнес-инкубаторе. За каждую услугу клиенту выписывается чек. После выхода из бизнес- инкубатора в течение 1,5 - 2 лет финансовая задолженность должна быть погашена. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены отчисления из прибыли в пользу бизнес-инкубатора (как правило, не более 5 %), который предприниматель выплачивает в течение 3 - 5 лет после выхода.

В России сложились три основных модели бизнес-инкубаторов.

Первый тип сформировался при технопарках, где они функционируют как основное ядро. Такие бизнес-инкубаторы действуют на базе наукоемкого производства, высоких технологий.

Второй тип бизнес-инкубаторов ориентирован на предпринимателей, связанных в основном с производством товаров народного потребления, с оказанием различных ремонтных и сервисных услуг.

Третий тип - региональные бизнес-инкубаторы, созданные для решения хозяйственных проблем с учетом региональных приоритетов. Большая роль в их деятельности отводится решению социальных проблем.

Технопарк

Технопарк - инновационная организация, главной целью которой является превращение результатов научно-технических работ в новые конкурентоспособные товары и услуги, резкое сокращение инновационного цикла от идеи до товара. Эта цель достигается за счет "инкубации" - выращивания малых и средних инновационных фирм на базе какого-либо вуза или научного учреждения. Для достижения главной цели технопарк решает следующие основные задачи:

• организационное, правовое, информационное, экономическое консультирование и содействие развитию малых инновационных фирм;

• организация служб коллективного пользования для маркетинговой, рекламной, издательской, внешнеэкономической деятельности, лицензирования, сертификации, патентования;

• поиск источников финансирования;

• создание совместных предприятий в различных областях инновационной деятельности;

• проведение выставок, семинаров, конференций;

• подготовка и переподготовка специалистов;

• реализация торговой и посреднической деятельности.

Недостатки и опасности такого вида организации инновационной

деятельности:

• опасность превращения технопарка в инкубатор "отходов" вузовской и отраслевой науки;

• опасность превращения технопарка в региональный торговый дом, в случае если будут отсутствовать другие источники финансирования, кроме коммерческих;

• опасность потери управляемости в случае разрастания технопарка.

В России технопарки образуются с 1990 г. По данным 2000 г. их было более 60. Все образовались без государственного вклада и без налоговых льгот. В состав этих технопарков входило более 780 малых инновационных фирм. Работали 10 тыс. человек. Произведено 710 видов наукоемкой продукции. Реализовано 850 инновационных проектов. Объем инновационной деятельности оценивается в 32 млрд руб., в том числе 6,5 млрд приходится на внешнеэкономические операции.

Японский вариант технопарков - технополисы

Технополисы создаются только решениями центральной власти. Правительственная программа развития технополисов была принята в 1983 г. При этом учитывались не только научно-технические и экономические аспекты, но и территориальное расположение, и площадь. Программа предусматривает ряд налоговых льгот, субсидии.

Финансирование технополиса осуществляется следующим образом: 50 % средств на функционирование технополиса выделяется через местную префектуру, 30 % поступает из регионального бюджета, 10 % выделяет правительство, 10 % поступает от ассоциаций, корпораций, частных лиц.

Научно-финансово промышленные группы (НФПГ)

Основной целью создания НФПГ являются интеграция и активизация интеллектуальных, информационных, материально- технических и финансовых ресурсов для развития научно-технического потенциала региона и страны в целом.

Участниками НФПГ могут быть:

• научные и научно-образовательные учреждения;

• финансовые группы, банки;

• региональная администрация;

• промышленные предприятия.

Задачи НФПГ:

• конкурсный отбор инновационных проектов;

• вложение реальных инвестиций в наиболее перспективные инновационные проекты;

• организация совместной производственной и коммерческой деятельности участников НФПГ;

• создание новых рабочих мест, как важнейшая социальная задача;

• финансирование НИОКР.

Принципы работы НФПГ:

• добровольное объединение исполнителей проекта и интеграция их ресурсов на взаимовыгодной основе;

• программно-целевая деятельность;

• многоканальное финансирование проектов;

• максимальная экономическая эффективность.

Наши рекомендации