Глава 11. состояние управления экономикой
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Тот, кто собирается связать свою жизнь с управлением экономикой России, должен четко видеть задачи развития экономики, и степень трудностей их решения.
Результатом деятельности менеджера является степень достижения целей организации. Главной целью экономической системы является рост качества жизни людей. Известный менеджер Питер Друкер заявил: «Нет слаборазвитых стран, есть страны плохоуправляемые». Об этом же говорили и великие ученые древности: Сократ, Платон, Аристотель. От качества управления зависит уровень экономики. Каково же состояние экономики в современной России?
О состоянии экономики любой страны, по рекомендации ООН, судят в первую очередь по качеству жизни населения.Качество жизни населения определяют такие показатели как:
- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.
- ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.
- УРОВЕНЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.
Продолжительность жизни населенияявляется интегральным показателем развития экономики страны, так как в нем находят отражение различные аспекты результатов экономической деятельности населения. Во- первых, в этом показателе отражаются материальные условия жизни людей питание, жилье, одежда и др. Во-вторых, в продолжительности жизни находят отражения социальные условия жизни людей: условия жизни людей в обществе, защищенность человека от превратностей жизни, надежда на помощь, уверенность в завтрашнем дне. Чем богаче экономика, тем более мощной является защита каждого гражданина за счет общественных и государственных фондов (пенсии, пособия, помощь при различных катаклизмах и прочее). В-третьих, продолжительность жизни населения страны зависит от влияния экологических факторов. Чем более богата экономика страны, тем больше ее возможности защиты природы и общества от экологических катастроф.
|
Рассмотрим изменение продолжительности жизни в период с 1990 по 2009 годы на примере России и Японии (таблица 1) Рост экономики в Японии сопровождался и значительным увеличением продолжительности жизни населения. Уменьшение продолжительности жизни в России шло параллельно с ухудшение состояния экономики в стране, а рост экономики сопровождался и ростом продолжительности жизни населения.
Таблица 1 – Показатели продолжительности жизни
Год | Страна | Мужчина | Женщина | Всего |
Япония СССР | ||||
Япония Россия | ||||
Япония Россия | ||||
Япония Россия |
Продолжительность жизни населения в России в 2009 году по сравнению с другими странами представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Продолжительность жизни (лет)
Все население | Мужчины | Женщины | |
Россия Венгрия Германия (2010г.) США Япония (2010г.) | 68,7 74,0 80,5 78,7 83,0 | 62,8 70,1 78,0 76,2 79,6 | 74,7 77,9 83,0 81,2 86,4 |
Связь продолжительности жизни и потребления продуктов питания населением разных стран прослеживается по данным таблицы 3, где представлена разница в потреблении продуктовпитания по отдельным странам.
Таблица 3 - Потребление продуктов питания (на душу населения в 2009(2008) году, кг)
Россия | Венгрия | Германия | США | Япония | |
Мясо и мясопродукты | |||||
Молоко и молочные продукты | |||||
Рыба и рыбопродукты | 15 (2008) | 3,7 | 16 (2008) | 11 (2008) | 49 (2008) |
Животное масло | 3,9 | 0,9 | 5,9 | 2,2 | 0,6 |
Яйца, шт. | |||||
Сахар | |||||
Растительное масло | 13,1 | ||||
Картофель | |||||
Овощи и бахчевые | |||||
Фрукты и ягоды | |||||
Хлебные продукты |
Кроме показателя продолжительности жизни экономику страны характеризуют также показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. По данным таблицы 4 видно, что по сравнению с другими странами наша страна в 2004 году еще весьма отставала по демографическим показателям от других развитых стран. Но уже в 2009 году естественная убыль населения уменьшилась с 5,9 до 1,8 на тысячу человек, что связано с общим улучшением жизни в стране и с принятием 31 декабря 2007 г. закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому была введена материальная мера поддержки (материнский капитал) семей, решившихся на второго, третьего и более детей.
Таблица 4 - Рождаемость, смертность и естественный прирост населения на 2004/2009 (на 1000 человек населения)
Страна | Родившиеся | Умершие | Естественный прирост населения | |||
Россия | 10,2 | 12,4 | 16,1 | 14,2 | - 5,9 | - 1,8 |
Венгрия | 9,4 | 9,7 | 13,1 | 13,0 | - 3,7 | - 3,3 |
Германия | 8,6 | 7,9 | 10,0 | 10,2 | - 1,4 | - 2,3 |
США (2008г.) | 14,0 | 14,0 | 8,2 | 8,1 | + 5,8 | + 5,9 |
Хотя общая демографическая ситуация в России улучшилась, но показатель смертности продолжает оставаться на высоком уровне по причинам, скорее всего социального характера (таблица 5 и 6).
Таблица 5 – Общие коэффициенты естественного движения населения России
Годы | На 1000 человек населения | Число детей, умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми | ||
родившихся | умерших | Естественный прирост, убыль (-) | ||
10,7 | 12,2 | -1,5 | 18,0 | |
9,3 | 15,0 | -5,7 | 18,1 | |
8,7 | 15,3 | -6,6 | 15,3 | |
9,0 | 15,6 | -6,6 | 14,6 | |
9,7 | 16,2 | -6,5 | 13,3 | |
10,2 | 16,4 | -6,2 | 12,4 | |
10,4 | 16,0 | -5,6 | 11,6 | |
10,2 | 16,1 | -5,9 | 11,0 | |
10,4 | 15,2 | -4,8 | 10,2 | |
12,0 | 14,5 | -2,5 | 8,5 | |
12,3 | 14,1 | -1,8 | 8,1 | |
12,5 | 14,2 | -1,7 | 7,5 | |
12,6 | 13,5 | -0,9 | 7,4 |
Таблица 6 – Смертность по причинам (умершие на 100000 человек населения)
Страна | Инфекцио-нные и паразитные болезни | Злокачест-венные новообра-зования | Болезни системы органов кровооб-ращения | Болезни органов дыхания | Болезни органов пищева-рения | Несчастные случаи, убийства, самоубийства и другие внешние воздействия |
Россия 2010г. | 19,0 | 122,5 | 421,2 | 33,0 | 42,6 | 119,9 |
Россия 2004г. | 21,5 | 130,0 | 529,9 | 45,1 | 42,3 | 184,1 |
Венгрия 2004г. | 4,5 | 203,5 | 359,2 | 24,0 | 60,3 | 62,9 |
Германия 2004г. | 7,4 | 134,7 | 199,1 | 18,4 | 27,8 | 28,4 |
США 2004г. | 16,3 | 132,9 | 178,8 | 35,8 | 20,64 | 50,2 |
Япония 2004г. | 8,1 | 120,3 | 103,3 | 16,0 | 15,0 | 38,6 |
Таким образом, продолжительность жизни и демографические характеристики общества действительно показывают экономическое состояние общества, его возможности по оказанию услуг социального плана, обеспечению роста качества жизни людей.
Грамотность населения страныхарактеризует потенциал экономического развития, способность экономики к инновациям, определяет конкурентоспособность хозяйства. Уровень образования для многих стран мира становится национальной задачей.
Грамотность населения является важнейшим показателем качества стратегического потенциала страны. Грамотность показывает возможность самореализации личности, характеризует эффективность труда и перспективы развития экономики страны.
Экономисты CШA подсчитали, что 2/3 прироста национального дохода страна получает за счет роста грамотности. Поэтому вложение в образование во всех развитых странах рассматривается как инвестиции, которые должны приносить прибыль, дополнительный доход. Особенно возрастают требования к грамотности населения в связи с бурным развитием жизни, техники и глобализацией экономики.
Грамотность населения страны по рекомендации ООН определяется средним числом лет обучения в расчете на одного жителя страны. По официальной информации этот показатель в России в 90-е годы 20 века составлял 10,7 года, в США - 14,5 лет. По оценке специалистов, в нынешнем столетии, требования к образованию рабочего составят 16-17 лет обучения, к образованию высшего менеджмента 30-35 лет.
|
Для реализации цели высшего профессионального образования – удовлетворение потребностей личности – резко возросло число специальностей и специализаций, образовательных программ, расширились возможности выбора образовательного учреждения за счет появления негосударственных учебных заведений, увеличивается количество образовательных форм: очное, заочное, на базе среднего, второе высшее, дополнительное и проч. Осуществляется переход на двухступенчатое высшее образование – бакалавриат и магистратура.
Глобализации образования служит использование в учебном процессе международной информационной сети Интернет и расширение международных связей, стажировок за рубежом, различных форм обмена студентами.
Рост грамотности населения способствует росту экономики, а экономика в свою очередь создает необходимые условия для развития системы образования.
Перед образовательной системой России главной задачей сейчас является вхождение ее в мировое образовательное пространство, что связано с глобализацией образования. В связи с этим предстоит решить следующие задачи:
1. Четкое осознание целей образования, как общего, так и профессионального, что обеспечит формирование необходимых программ и реформирование образования.
2. Формирование пирамиды непрерывного профессионального образования с присвоением соответствующих квалификаций и степеней.
3. Переход на новые образовательные технологии с повышением уровня самостоятельной работы и применением новых технических средств.
4. Создание системы дополнительного профессионального образования.
По сравнению с 1980 году число студентов на 1000 человек населения выросло в 1,5 раза (таблица 7). Снижение численности студентов в последние годы связано, в основном, со снижением доли населения в возрасте до 20 лет, вызванным снижением рождаемости в 1990-х годах.
Таблица 7 - Численность студентов (на 1000 человек населения)
Россия | ||||||||
Венгрия | … | |||||||
Германия | … | … | … | … | … | … | ||
США | … | |||||||
Япония | … | … |
Доходы населения.Хотя доходы населения косвенно отражается и в показателе продолжительности жизни и в показателе грамотности, существует еще и достаточное количество показателей, позволяющих оценивать уровень жизни в той или иной стране.
Во-первых, это доходы населения.
Наиболее применимы показатели номинальных и реальных доходов.
Номинальный доход - доход населения за период в денежной форме.
Номинальный доход включает в себя: заработную плату за период, трансферты и прочие доходы.
Заработная плата – то, что получает работник в соответствии с количеством и качеством его труда.
Трансферты - прямые выплаты из бюджета (слово «трансферт» означает «передача»). К трансфертам относятся пенсии, стипендии, пособия и пр., прямо не связанные с количеством и качеством труда человека.
Доходы прочие - доходы от предпринимательской деятельности: дивиденды на акции, проценты на ценные бумаги, вложения, доходы от купли – продажи и проч.
Существует следующая статистика о структуре денежных доходов населения (структура - соотношение частей одного целого).