Раздел 8. Стратегии развития организации с учётом отрасли
И ситуации
Жизненный цикл отрасли и характеристика этапов ее развития (зарождение, рост, развёртывание, зрелость, насыщение, сокращение, разложение). Модель Ч. Хофера – Д. Шендела.
Группировка организаций и особенности их стратегий в зависимости от позиции в отрасли: конкуренция в формирующейся отрасли, на динамичных рынках, в зрелых отраслях, на этапе застоя или спада, в сегментированных отраслях. Особенности работы в отрасли быстро расту-щих фирм, компаний-лидеров, организаций-последователей, неконкуренто-способных хозяйствующих субъектов и предприятий, находящихся в состоянии кризиса. Возможные действия/стратегии поведения.
Раздел 9. Стратегии сотрудничества
Понятие, цели, типы и организационные формы интеграции.
Стратегии сотрудничества: союзы и партнёрства, слияния и поглощения, обратные процессы (разделение, разъединение, распаковка).
Стратегии внешнеэкономической деятельности: непрямой и прямой экспорт, лицензирование, франчайзинг, стратегия сборочного завода, заключение контрактов на производство, стратегические альянсы или совместные предприятия с участием зарубежных компаний, прямое инвестирование, мультинациональная и глобальная ориентация.
Раздел 10. Стратегии диверсификации
Диверсификация: понятие, сущность и основные виды (узкая/широкая, родственная/неродственная, связная/несвязная, горизонтальная/вертикальная, конгломерантная/конгломеративная).
Этапы стратегического анализа диверсифицированной организации: анализ её текущей стратегии – оценка привлекательности отраслей – изучение конкурентоспособности подразделений – анализ стратегического соответствия и поиск синергетических эффектов – исследование ресурсной базы – оценка производительности – определение приоритетности подразделений для размещения ресурсов – разработка новых стратегических инициатив для повышения общей эффективности организации.
Оценка бизнес-портфеля предприятия. Матрица Boston Consulting Group «рост – доля рынка» и развивающая ее модель General Electric.
Стратегии диверсификации – расширение/сужение диверсифициро-ванной базы, реструктуризация/оздоровление, мультинациональный подход.
Стратегии корпоративного центра (экстренная, «олимпийская», ориентированная на приобретения, расширение рынка, компетентность, контроль результатов деятельности) и особенности их использования и совмещения в его деловой практике.
Раздел 11. Функциональные и операционные стратегии
Развития организации
Структура «портфеля» стратегий организации и механизмы их согласования. Типы стратегических соответствий «портфеля» стратегий: акцепторные, донорные, интегральные, параметрические и др. Принципы их учёта и использования при его формировании.
Разновидности функциональных и операционных стратегий организации.
Производственные (размещение, специализация, объемность), технологические (равномерное однонаправленное совершенствование, технологический скачок, хаотическое движение, плавные/пилообразные колебания), ресурсные (привлечение, сбережение) и инновационные (опора на собственные силы, кооперация с партнерами, закупка новинок) стратегии.
Особенности финансового стратегического планирования и его задачи. Основные разновидности финансовой стратегии: привлечение финансовых ресурсов, финансовое инвестирование и управление портфелем ценных бумаг.
Стратегии управления рисками и обеспечения финансовой устойчивости организации: неучастие в рискованных видах деятельности, рационализация финансовой деятельности, компенсация рисков, их разделение (сегрегация), передача (трансферт).
Главные направления кадровой стратегии и факторы, влияющие на ее выбор. Разновидности кадровой стратегии: привлечение и отбор персонала (активная/пассивная), его развитие (традиционная/интегративная), перемещение (горизонтальная, вертикальная, параллельная) и др.
Стратегический маркетинг и его значение в управлении коммерческо-хозяйственной деятельностью современных организаций.
Продуктовые стратегии: усовершенствование товара (вариация и модификация), инновация (дифференциация и диверсификация), элиминация. Модель И. Ансоффа (матрица «продукт – рынок») и её содержание (обработка рынка, его расширение, развитие продукта, диверсификация).
Ценовые стратегии: «снятие сливок», проникновение/внедрение на рынок, средние цены по отрасли, следование за лидером, престижная цена, «психологическая» цена, коммутативная редукция цен, скользящее (дискретное), дифференцированное, эгалитарное, пакетное и завлекательное ценообразование, установление цен на дополняющие и побочные продукты. Взаимосвязь цены и качества продукта – стратегии премиальных наценок, глубокого проникновения на рынок, повышенной ценностной значимости, завышенной цены, среднего уровня, доброкачественности, ограбления / блефования, показного блеска и низкой ценностной значимости.
Распределительные стратегии: интенсивное (массовая/дисперсная дистрибьюция), эксклюзивное (концентрированная дистрибьюция), селективное и интерактивное (прямая дистрибьюция) распределение. Стратегии «вталкивания» и «втягивания»: их преимущества и недостатки, сравнительный анализ.
Коммуникационные стратегии в области рекламы, связей с общественностью, стимулирования сбыта, персональных продаж, прямого маркетинга, брендинга, спонсоринга, продукт-плейсмента. Матрица соотношения расходов на продвижение и цены на продукцию – стратегии интенсивного и пассивного маркетинга, стратегии широкого и выборочного проникновения.