I. Задания для самостоятельной работы. 1.Ознакомиться с понятиями «организация», «формальная организация» и «неформальная
1.Ознакомиться с понятиями «организация», «формальная организация» и «неформальная организация».
2.Уяснить сущность внутренней среды организации: цели, структуры, задачи, технологии, трудовые ресурсы.
3.Уяснить основные законы организации.
4.Проанализировать влияние внутренней среды на возможности организации.
5. Рассмотреть внешнюю среду организации, основные факторы воздействия: прямые и косвенные.
6.Подготовить доклад по теме «Международная среда бизнеса».
7.Изучить основные принципы и механизм интеграции.
8.Составить сравнительную характеристику состава ресурсов следующих пар организаций. Дать характеристику факторов внешней среды для любой выбранной пары организаций:
а) хлебозавод, гостиница;
б) морской порт, учебное учреждение (институт);
в) автохозяйство, швейная фабрика;
г) ресторан, издательство;
д) цирк, аптека;
е) автозаправка, больница;
ж) рекламное агентство, гастроном;
з) библиотека, аэропорт.
II. План семинарского занятия
Семинар по теме 3 «Организация»
1.Признаки и законы организации.
2.Внешняя среда организации и ее значение.
3.Внутренняя среда организации и ее уровни.
III. Рекомендации по выполнению заданий
И подготовке к семинарскому занятию
При подготовке к семинарскому занятию необходимо понимать, что современная организация является открытой системой, имеющей внутреннюю среду и внешнее окружение. Каждый из факторов внешней и внутренней среды оказывает важное влияние на деятельность организации.
Рассматривая факторы внешнего окружения, необходимо понимать, что в современных условиях глобализации и интеграции все большее значение приобретают политические и международные факторы, а рыночная экономика усиливает значение факторов конкуренции. Для создания более полной картины влияния этих и других факторов на деятельность организации необходимо рассматривать их на конкретных примерах.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.
2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.
Дополнительная литература
1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.
2.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.
3.Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.
Тема 4. Этика менеджмента и социальная ответственность организации
I. Задания для самостоятельной работы
1.Рассмотреть роль и значение бизнеса для общества.
2.Проанализировать понятия «прибыль» и «эффективность», «социальная ответственность бизнеса». Соотнести понятия «социальная ответственность» и «юридическая ответственность».
3.Показать на примерах международной и российской практики социальную ответственность бизнеса.
4.Изучить опыт применения социальной ответственности и социального реагирования.
II. План семинарского занятия
Семинар по теме 4 «Этика менеджмента и социальная ответственность организации»
1.Проблемы этики и современное управление.
2.Факторы, определяющие этический выбор.
3.Социальная ответственность организации на практике.
III. Рекомендации по выполнению заданий
И подготовке к семинарскому занятию
При подготовке следует учитывать эволюционные изменения в экономических системах, способствующие возникновению новой парадигмы в управлении организацией. Анализируя данные изменения, необходимо сопоставлять роль бизнеса в обществе, как общественного института с современными понятиями деловой этики и социальной ответственности организации.
Примеры практического проявления социальной ответственности российского и международного бизнеса необходимо сопоставлять с современной экономической, социальной и политической ситуацией. Определять критерии принятия этически сложных решений с позиции вышеназванных факторов.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.
2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.
Дополнительная литература
1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.
2.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.
3.Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.
4.Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Попурри, 2005.
Тема 5. Коммуникации в системе управления фирмой
I. Задания для самостоятельной работы
1.Изучить роль коммуникаций в процессе управления.
2.Проработать текст лекции, особое внимание уделить системе коммуникаций в организации: между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями, между руководителями и подчиненными.
3.Разобрать способы развития индивидуальных навыков коммуникации.
4.Проанализировать преграды, возникающие в организационных коммуникациях, и пути их преодоления.
5.Изучить классификацию информации, а также типы информационных систем.
6.Подготовить доклад по теме «Семантика и невербальные коммуникации».
II. План практического занятия
Практическое занятие по теме 5 «Коммуникации в системе управления фирмой»
1.Виды коммуникаций.
2.Барьеры в коммуникациях и способы их преодоления.
3.Трансакционный анализ как способ повышения эффективности коммуникационного процесса.