I. Задания для самостоятельной работы. 1.Ознакомиться с понятиями «организация», «формальная организация» и «неформальная

1.Ознакомиться с понятиями «организация», «формальная организация» и «неформальная организация».

2.Уяснить сущность внутренней среды организации: цели, структуры, задачи, технологии, трудовые ресурсы.

3.Уяснить основные законы организации.

4.Проанализировать влияние внутренней среды на возможности организации.

5. Рассмотреть внешнюю среду организации, основные факторы воздействия: прямые и косвенные.

6.Подготовить доклад по теме «Международная среда бизнеса».

7.Изучить основные принципы и механизм интеграции.

8.Составить сравнительную характеристику состава ресурсов следующих пар организаций. Дать характеристику факторов внешней среды для любой выбранной пары организаций:

а) хлебозавод, гостиница;

б) морской порт, учебное учреждение (институт);

в) автохозяйство, швейная фабрика;

г) ресторан, издательство;

д) цирк, аптека;

е) автозаправка, больница;

ж) рекламное агентство, гастроном;

з) библиотека, аэропорт.

II. План семинарского занятия

Семинар по теме 3 «Организация»

1.Признаки и законы организации.

2.Внешняя среда организации и ее значение.

3.Внутренняя среда организации и ее уровни.

III. Рекомендации по выполнению заданий

И подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к семинарскому занятию необходимо понимать, что современная организация является открытой системой, имеющей внутреннюю среду и внешнее окружение. Каждый из факторов внешней и внутренней среды оказывает важное влияние на деятельность организации.

Рассматривая факторы внешнего окружения, необходимо понимать, что в современных условиях глобализации и интеграции все большее значение приобретают политические и международные факторы, а рыночная экономика усиливает значение факторов конкуренции. Для создания более полной картины влияния этих и других факторов на деятельность организации необходимо рассматривать их на конкретных примерах.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.

2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

Дополнительная литература

1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.

2.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

3.Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.

Тема 4. Этика менеджмента и социальная ответственность организации

I. Задания для самостоятельной работы

1.Рассмотреть роль и значение бизнеса для общества.

2.Проанализировать понятия «прибыль» и «эффективность», «социальная ответственность бизнеса». Соотнести понятия «социальная ответственность» и «юридическая ответственность».

3.Показать на примерах международной и российской практики социальную ответственность бизнеса.

4.Изучить опыт применения социальной ответственности и социального реагирования.

II. План семинарского занятия

Семинар по теме 4 «Этика менеджмента и социальная ответственность организации»

1.Проблемы этики и современное управление.

2.Факторы, определяющие этический выбор.

3.Социальная ответственность организации на практике.

III. Рекомендации по выполнению заданий

И подготовке к семинарскому занятию

При подготовке следует учитывать эволюционные изменения в экономических системах, способствующие возникновению новой парадигмы в управлении организацией. Анализируя данные изменения, необходимо сопоставлять роль бизнеса в обществе, как общественного института с современными понятиями деловой этики и социальной ответственности организации.

Примеры практического проявления социальной ответственности российского и международного бизнеса необходимо сопоставлять с современной экономической, социальной и политической ситуацией. Определять критерии принятия этически сложных решений с позиции вышеназванных факторов.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.

2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

Дополнительная литература

1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.

2.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

3.Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.

4.Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Попурри, 2005.

Тема 5. Коммуникации в системе управления фирмой

I. Задания для самостоятельной работы

1.Изучить роль коммуникаций в процессе управления.

2.Проработать текст лекции, особое внимание уделить системе коммуникаций в организации: между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями, между руководителями и подчиненными.

3.Разобрать способы развития индивидуальных навыков коммуникации.

4.Проанализировать преграды, возникающие в организационных коммуникациях, и пути их преодоления.

5.Изучить классификацию информации, а также типы информационных систем.

6.Подготовить доклад по теме «Семантика и невербальные коммуникации».

II. План практического занятия

Практическое занятие по теме 5 «Коммуникации в системе управления фирмой»

1.Виды коммуникаций.

2.Барьеры в коммуникациях и способы их преодоления.

3.Трансакционный анализ как способ повышения эффективности коммуникационного процесса.

Наши рекомендации