Цели и задачи менеджмента
Цель науки менеджмента–помочь формированию оптимального процесса управления; обеспечить бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности в деятельности организации путем рационального производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности каждого работника.
Задача науки менеджмента– выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координации деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изучаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей покупателей на основе имеющихся материальных, человеческих, финансовых и информационных ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Производство включает весь процесс изготовления товаров и оказания услуг в соответствии с потребительским спросом, а также доставку их потребителям.
Применительно к хозяйственному подразделению в понятие управления включаются планирование, организация, координация, контроль, мотивация и все вспомогательные функции, необходимые для ведения дела.
Развитие предполагает разработку новых видов продукции и освоение новых рынков, а кроме того, может означать развитие организационной структуры как таковой и затрагивать интересы включенных в нее людей. Развитие означает процесс адаптации к потребностям. Оно является ключевым моментом в любой деловой активности. Отличительной чертой вопросов развития является то, что они не бросаются в глаза и не возникают спонтанно. Способность решать вопросы развития – главная характеристика современного менеджмента.
Маркетинг предполагает всестороннее изучение потребностей потребителей и тенденций их развития, поиск новых рынков для конкретного вида товара или услуги.
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования организации, исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию организации, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, в состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в данных условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменениям.
В соответствии с последовательностью этапов процесса управления можно выделить следующие задачи менеджмента:
1) формулировка миссии организации;
2) разработка стратегии развития организации;
3) определение конкретных целей развития организации, выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;
4) выработка системы мероприятий для решения намечаемых задач на различные временные периоды;
5) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; установление контроля поставленных задач;
6) организация производства с учетом потребностей покупателей;
7) контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех ее подразделений;
8) стимулирование работы сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установления справедливой заработной платы в соответствии с результатами их труда и др.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, информационных.
Сегодня стремительно меняются объективные условия, на вызовы которых должна отвечать наука о менеджменте:
- быстрые перемены в технологиях и рост сложности и наукоемкости продукции;
- радикальные изменения в потребительском спросе и в глобальной конкурентной рыночной среде;
- глобализация производства и сферы услуг;
- новые информационные технологии;
- возрастающая образованность и мобильность рабочей силы;
- превращение интеллектуального капитала в стратегический фактор развития экономики;
- глобальные проблемы окружающей среды и др.