Менеджер, его личные качества, управленческие роли
Менеджер в современном понимании – это руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность в организации, наделен кругом полномочий по принятию решений, выполняет ряд функций, связанных с планированием, организацией, мотивацией и контролем, большую часть своего времени он тратит на обмен информацией и руководство людьми.
К менеджеру любого уровня управления предъявляются высокие требования, он должен выполнять ряд управленческих ролей, иметь способности к руководству.
Способности с точки зрения психологии определяются как свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторых видов деятельности. Различают частные (отдельные) способности и общую способность (одаренность) личности. Способности менеджера и успешность деятельности зависят от его знаний, навыков, умений, а также от личных качеств.
Общая способность к управленческой деятельности предполагает умение принимать нестандартные управленческие решения, умение мыслить масштабно, обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы и др.
Наиболее важными качествами, необходимыми менеджеру, являются решительность, смелость, компетентность, обладание навыками администрирования и предпринимательства, высокая работоспособность, умение общения с людьми и пр.
По определению Минцберга, в каждой функциональной сфере менеджер выполняет свои особые роли. Так, например, в сфере межличностных отношений он – главная фигура, лидер, связной. Информационные роли менеджера – это обслуживание жизненно важных точек пересечения информации, отбор информации и ее передача. В сфере принятия решений менеджер – инициатор перемен, распределитель ресурсов, он устраняет нарушения и ведет переговоры [1, с. 38]
Самый лучший образ менеджера составить, безусловно, трудно, т.к. предлагается очень много характеристик, которыми должен обладать и развивать в себе менеджер. В то же время современные условия управленческой деятельности, по мнению английских консультантов по управлению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса [8, с. 21], требуют наличия у менеджера следующих навыков и способностей:
- способность управлять собой;
- разумные личные ценности:
- четкие личные цели;
- упор на постоянный личный рост;
- навык решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновациям;
- высокая способность влиять на окружающих;
- знание современных управленческих подходов;
- способность руководить;
- умение обучать и развивать подчиненных;
- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Менеджер, который умеет управлять собой, характеризуется тем, что поддерживает свое здоровье, рационально распределяет свои силы, свободно выражает эмоции, стремится к самопознанию, хорошо использует время, ощущает свою энергию, развивает разумное общение с окружающими, обладает большим чувством собственного достоинства, способен сносить неодобрение и даже нелюбовь к себе, избегает стрессов, принимает не каждый вызов, обычно чувствует себя полным сил, берет на себя только те нагрузки, с которыми может справиться.
Способный к руководству менеджер демонстрирует четкие личные ценности, верит в свой потенциал, делает карьеру, умело решает проблемы, настойчив в выполнении задач, использует возможности, старается учиться на ошибках, идет на риск, оказывает значительное воздействие на окружающих, имеет убедительный внешний вид, ясно излагает свои мысли, дает четкие указания, развивает стратегию влияния на подчиненных, прислушивается к другим, хорошо владеет стилями управления, обладает навыками руководства и способностью влиять на коллектив.
Для того чтобы реализовать свои способности и приобрести требуемые навыки, менеджер должен уметь преодолевать препятствия. Наиболее часто на пути роста управленческого мастерства встречаются следующие ограничения:
- Боязнь новых ситуаций: люди часто склонны предпочесть безопасность и удобства риску и новизне.
- Боязнь уязвимости: люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль или испуг.
- Ожидание окружающих: иногда семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменения.
- Неверие в собственные силы: развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться.
- Недостаточные умения и навыки: иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя.
Каждый из этих барьеров можно считать силой, предшествующей изменению. Можно было бы назвать еще множество таких барьеров, причем у каждого человека они свои.
В то же время каждый менеджер может управлять своим личным развитием. Для этого можно использовать такие правила:
- поставьте перед собой ясные цели;
- определите, по каким признакам вы будете судить об успехе;
- будьте довольны скромным прогрессом;
- рискуйте в незнакомых ситуациях;
- помните, что своим развитием управляете, главным образом, вы сами;
- не упускайте возможностей;
- учитесь на своих неудачах и ошибках;
- будьте готовы учиться у других;
- преодолевайте зависть;
- приносите пользу организации, в которой работаете;
- не допускайте расхождения слова с делами;
- разберитесь в политической подоплеке и умейте предвидеть последствия;
- контролируйте свое продвижение вперед;
- получайте удовольствие от своего развития.
Контрольные вопросы
1. Дать определение процесса управления и перечислить его задачи.
2. Сформулировать особенности науки управления.
3. Отразить взгляды на менеджмент как специализированную деятельность.
4. Кто такой менеджер и чем он отличается от бизнесмена и предпринимателя?
5. Представить научные достижения различных школ управления.
6. Дать характеристику этапов развития управления как научной дисциплины.
7. В чем заключаются особенности современной науки управления?
8. Какие обозначены подходы к менеджменту в ходе развития управления?
9. Какие характеристики можно дать менеджеру?
10. Как оценить способности к управленческой деятельности и возможность развития менеджера?