Сущность и задачи менеджмента
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часть 1
Воронеж
ВГТУ 2013
|
Воронежский государственный технический
университет
Н.М. ПАРШИН
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
ЧАСТЬ I
Рекомендовано: студентам направления 080400.62 «Управление персоналом»
Издание третье, переработанное и дополненное
Воронежский государственный технический университет
|
ББК 65.9(2)21-65.9(2)-21.8 Ж 68 |
Автор:
Паршин Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом Воронежского государственного технического университета.
Рецензенты:
Колесникова О.А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления Воронежского государственного университета.
Вандышева С.В.,кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Воронежского государственного технического университета.
Паршин Н.М. Основы менеджмента и управленческой деятельности: Учебное пособие. – Воронеж ВГТУ, 2013. Ч-I. 159с. ISBN S-8231-0051-S |
Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются: сущность менеджмента, развитие его теории и практики, методы управления, организация управления и связующие процессы управления. Во второй части рассматриваются: трудовой коллектив как объект управления, личность в трудовом коллективе, лидерство и стиль руководства, управление конфликтами и стрессами, эффективность менеджмента организации.
Учебное пособие рекомендовано для студентов технических вузов специальности «Управление персоналом».
| ББК65.9(2)21-65.9(2)-21.8 © Издательство ВГТУ 2013г. |
ВВЕДЕНИЕ
Рыночный механизм хозяйствования, основанный на свободном предпринимательстве и конкуренции, борьбе за рынки, требует необходимости овладения управленческими работниками секретами управления как экономическими, так и социальными процессами в организациях. Это может быть достигнуто путем постижения науки и искусства менеджмента.
Менеджмент – сложное социально-экономическое явление. Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент и менеджеры присущи рыночной экономике. Хорошим менеджером считается специалист, который для своей организации создает новые рынки, который не только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. Задача менеджмента состоит в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом и реальным при рациональном использовании ресурсов.
Настоящее учебное пособие ознакомит с современными методами управления и спецификой принятия управленческих решений в сфере управления персоналом организации, научит использовать знания применительно к конкретной экономической ситуации. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования направления 080400.62 «Управление персоналом».
Тема 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Сущность и задачи менеджмента
Менеджмент как понятие представляет собой методы и технику управления организацией для достижения поставленной цели при оптимальном использовании людских, материальных и финансовых ресурсов. Критерием качества менеджмента выступает практический успех менеджера в деловой действительности, определяемой уровнем предприимчивости, основанной на здравом смысле, смекалке. Задача менеджмента состоит в рациональной организации работы организации и получении оптимальных результатов при взвешенном использовании ресурсов.
Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества и его членов (человека), как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми. Поэтому природа и принципы справедливого и эффективного управления составляли предмет размышлений великих мыслителей многих стран и народов.
Управление – сложный социально-экономический процесс. Но в широком смысле управление означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости и перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями. Его цель – получить наибольшие результаты в хозяйственной деятельности при оптимальных совокупных затратах живого и овеществленного труда и рациональном использовании ресурсов.
К основным факторам, на основе которых формируются условия для эффективного управления социально-экономическими процессами в организации, прежде всего, относятся тип собственности, форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений и профессиональные качества хозяйственного руководителя (менеджера).
В связи с этим менеджмент есть составная часть управленческой деятельности, реализующей теорию руководства и практику эффективного управления коллективами организаций.
Философия менеджмента представляет собой философию экономического децентрализма и направлена на представление свободы индивидууму в проявлении частной инициативы. Менеджмент заставляет собственников и менеджеров активно способствовать социальному и экономическому прогрессу.
В этой связи менеджмент является экономическим органом: любое действие, решение, принимаемое менеджером – это мероприятие экономического характера. Поэтому эффективность менеджмента и деятельности менеджера следует измерять показателями экономических успехов, экономических результатов.
В условиях рынка успешным менеджером является тот, который быстрее реагирует на изменение ситуации на рынке и создает для предприятия новый рынок, сам меняет рынок. Поэтому решающим принципом менеджмента является: вначале сделать желаемое возможным, а потом и реальным. В этих условиях руководитель должен выступать не в роли проверяющего (контролирующего), а в роли созидающего, непосредственно работающего. На это и нацелен менеджмент и его главное действующее лицо – менеджер. В основе менеджмента лежит предприимчивость менеджера, его твердый расчет, находчивость и смекалка.
Менеджмент как специфический вид управленческой деятельности строится на следующих основных положениях:
а) менеджмент вращается вокруг человека, его задача состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей;
б) каждое предприятие требует от менеджмента простых, четких и видимых задач, его миссия состоит в том, чтобы сплотить своих членов вокруг общих целей, без чего это не предприятие, а толпа;
в) задачей менеджмента является также то, чтобы предприятие и каждый его член развивали как свои потребности, так и возможности их удовлетворения; подготовка и развитие людей должны осуществляться на любом уровне организации (предприятия), они не должны останавливаться;
г) любое предприятие состоит из людей с различными навыками и познаниями, выполняющих разнообразные виды работ, поэтому оно должно строиться на коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности;
д) ни объем выпуска (реализации) товаров и услуг, ни материальная и технологическая оснащенность, сами по себе не являются адекватным измерением деятельности менеджмента и результатов работы предприятия; в этом отношении предприятие схоже с человеком; так же как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, столь же многообразные средства требуются и для предприятия;
е) поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в их общем предприятии, он глубоко укоренен в культуре; задача состоит в том, чтобы отыскать и распознать те элементы собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать для модернизации системы управления.
По своей организационной природе менеджмент – это орган корпорации, где на место индивидуальной частной собственности пришла более общественная, акционерная собственность. Диффузия акционерного капитала вкупе с ростом профессионализации менеджмента превратила последний в самостоятельную силу в структуре корпорации, превосходящую подчас по влиянию крупнейших ее акционеров. Растущая профессионализация управленческого труда вытеснила прежние авторитарные методы управления и сформировала бюрократическую корпоративность в среде менеджеров.
Основная задача менеджмента – сделать людей способными для совместных действий путем постановки им общих целей, наделения ценностями, рациональной организационной структурой, воспитанием необходимых трудовых навыков и обеспечения квалификационного развития. Эта задача выполняется менеджером предприятия (организации) в процессе его управленческой деятельности.
Принципы менеджмента
Принципы в менеджменте – это общие правила, в рамках которых реализуются связи между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач менеджмента. Анри Файоль сформулировал следующие 14 принципов, которые до настоящего времени в той или иной степени для менеджмента полезны.
Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
Полномочия и ответственность. Полномочия – это право отдавать приказы, а ответственность – ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит наилучшие возможные результаты.
Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, – вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
Порядок. Место для всего, и все – на своем месте.
Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.
Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за место.
Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
Корпоративный труд. Союз – это сила. Она является результатом гармонии персонала.
Содержание управленческой деятельности
Содержание работы, состоящей из обязанностей, роли и функций, которые выполняет менеджер, представляет суть управленческой деятельности менеджера и сущность менеджмента.
Менеджер выполняет две специфические обязанности, которых в процессе управления нет ни у кого из других работников предприятия.
Перваясостоит в том, чтобы создать из имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) “производственное единство”. В этом отношении менеджер подобен дирижеру. Но дирижер имеет перед собой партитуру, написанную композитором. Менеджер же является одновременно и композитором и дирижером.
Задача создания “производственного единства” требует от менеджера усилий по устранению всех слабых мест и обеспечению максимального развития и использования резервов предприятия, и прежде всего людских ресурсов. Менеджер должен всегда иметь в поле зрения повседневную деятельность предприятия и достигнутые результаты, его рынок, для того чтобы добиться синхронности в деятельности предприятия. Для этого необходимо постоянно обозревать предприятие как в целом, так и по частям.
Вторая обязанность менеджера состоит в том, чтобы в каждом решении и действии помнить о будущем, о перспективах функционирования предприятия; укреплять рынок, создавать новый рынок товаров и услуг.
Каждому менеджеру приходится выполнять различные функции, которые не являются собственно управлением. Однако для всех менеджеров существуют общие обязательные функции.
Во-первых, менеджер определяет цели предприятия, решает, что необходимо сделать для их достижения, и обеспечивает их реализацию путем постановки конкретных задач перед людьми.
Во-вторых, менеджер организует производственный процесс. Он классифицирует работу, распределяет ее по исполнителям, создает организационную структуру предприятия и комплектует трудовой коллектив.
В-третьих, менеджер обеспечивает побудительные мотивации и связи. Он создает коллектив из лиц, отвечающих за результаты работы, достигает необходимой согласованности в работе всего коллектива предприятия.
В-четвертых, менеджер обеспечивает профессиональный и деловой рост людей; он или способствует росту людей, либо задерживает его, либо укрепляет единство, либо его разрушает.
В-пятых, менеджер анализирует результаты работы предприятия и прогнозирует его развитие, оценивает деятельность всех работающих на предприятии.
В-шестых, менеджер выполняет функцию маркетинга – разрабатывает маркетинговую концепцию развития предприятия. Он выполняет функцию инновации – разработку новых товаров и услуг. Главное действующее лицо здесь – клиенты предприятия: потребитель и рынок.
Менеджеры делают очень много: они планируют, управляют и контролируют, выявляют проблемы, решают их, находят удачные возможности.
Таким образом, работа менеджера представляет собой сложный комплекс, и выполнение каждой категории функций требует различных качеств, квалификации, специальных навыков и умений. Функции предопределяют роли менеджера в управлении предприятием.
Роль руководителя заключается в наборе им определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному предприятию или конкретной должности. Точно также как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений, и именно это определяет их служебное поведение.
Принято выделять следующие роли, которые принимают на себя менеджеры в процессе управленческой деятельности. Они классифицируются в рамках трех крупных групп: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
Межличностная роль. Так как основной задачей менеджеров является организация совместной деятельности людей по поводу производства (или обмена), поэтому менеджеры проводят большую часть времени в межличностных контактах. Менеджеры наделены властью и ответственностью для организации работы и достижения высокой трудовой, производственной и технологической дисциплины. Выделяются три основных задачи менеджера в работе с людьми и среди людей: представительскую, направляющую и неформального общения.
1. Представительская роль: каждый менеджер выполняет представительские функции в вышестоящем органе управления или в трудовом коллективе возглавляемого им предприятия.
2. Направляющая роль: эта роль проявляется через такую деятельность, как убеждение, показ примера, воодушевление, выражение удовлетворения действиями подчиненных.
3. Неформальное общение: контакты с подчиненными и другими коллективами, с потребителями и поставщиками.
Информационная роль. Из-за своих широких контактов менеджеры являются наиболее информированными людьми в своей деятельности. Они служат своеобразными информационными центрами. Информационная роль менеджеров подразделяется на следующие три вида.
1. Поиск информации: менеджеры изучают деловой мир в поисках информации всех типов; подчиненные питают их информацией типа коммерческих показателей.
2. Распространение информации: внешняя и внутренняя информация направляется в экономические службы предприятия или в отдел маркетинга для быстрого реагирования.
3. Выступления: речи, интервью, беседы в трудовом коллективе предприятия и вне его.
Принятие решений. Менеджеры затрачивают большое количество времени и усилий на принятие решений, и при этом они выступают в самых различных ролях: предпринимателя, распределителя ресурсов, участника переговоров.
Все роли менеджера взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя на предприятии и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для расширения объемов хозяйственной деятельности предприятия, ведение переговоров от имени предприятия.