Тема 1. Концептуальные подходы к науке о менеджменте
Московский гуманитарно-экономический институт
Волгоградский филиал
Теория менеджмента (Часть 1)
История управленческой мысли
(Наименование дисциплины)
(080200.62 «Менеджмент»)
Квалификация (степени) выпускника
Бакалавр
для студентов факультета экономики и рекламы
(для студентов заочной формы обучения)
г. Волгоград 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.....................................................................…….………...…....… | |
1. Цели и задачи учебного курса.................................................................... | |
2. Место дисциплины в структуре ООП......................................................... | |
3. Требования к результатам освоения дисциплины..................................... | |
4. Тематический план учебного курса............................................................ | |
5. Программа курса.............................................................................................. | |
6. Список вопросов по дисциплине................................................................. | |
7. Самостоятельная работа студентов............................................................. | |
8. Темы контрольных работ............................................................................. | |
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....... | |
10. Приложения.................................................................................................... |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические рекомендации по дисциплине «Теория менеджмента» (История управленческой мысли) предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080200.62 — «Менеджмент».
Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к:
- организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, обеспечивающей эффективное управление трудовыми ресурсами и персоналом организаций;
- к управлению процессами, нацеленных на эффективное распределение трудовых ресурсов и повышение их качества.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью учебной дисциплины «Теория менеджмента» (История управленческой мысли) является формирование основополагающих представлений об истории управленческой мысли, эволюции управленческой мысли в качестве общетеоретического и методологического фундамента всех управленческих дисциплин.
Задачами учебной дисциплины является:
- изучение основных теоретических вопросов и рассмотрение существующего российского и зарубежного практического опыта по управлению организацией;
- теоретическое освоение бакалаврами общих и специфических закономерностей возникновения и развития знаний в сфере управленческой деятельности;
- определение места и роли управленческих теорий в общей системе экономических знаний;
- приобретение практических навыков аналитической деятельности в процессе изучения становления управленческой науки.
Место дисциплины в структуре ООП
Данная учебная дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла. Учебная дисциплина является частью читаемых кафедрой дисциплин в области теории менеджмента и управления изменениями.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, умения и компетенции, сформированные при изучении следующих учебных дисциплин: философия, психология, экономическая теория, информационные технологии в менеджменте, правоведение.
Полученные в процессе обучения знания и умения могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: организационное поведение, теория организации, стратегический менеджмент.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В соответствии с ФГОС ВПО:
А) Общекультурными (ОК)
– знать базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
– уметь анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
– владеть культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
– стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
– быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
Б) Профессиональными (ПК)
– знать основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);
В дополнение к ФГОС ВПО:
готовность выполнять функции менеджмента и эффективно решать управленческие задачи современной компании;
способность применять в практике управления компанией разработки и рекомендации основных школ менеджмента.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу | Теория менеджмента (История управленческой мысли) |
для студентов факультета | Экономики и управления |
срок обучения | 3 года |
форма обучения | Заочная |
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формирующие компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
2 семестр | |||||||
Концептуальные подходы к науке о менеджменте | ОК-1,4,5, 10,13 ПК-1 | ||||||
Условия и факторы возникновения и развития менеджмента | |||||||
Школа научного менеджмента |
Продолжение таблицы
Классическая (административная) школа | |||||||
Школа психологии и человеческих отношений | |||||||
Современный этап развития управленческой мысли | |||||||
Зарубежные модели менеджмента | |||||||
Экзамен | |||||||
Итого за 2 семестр: |
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Тема 1. Концептуальные подходы к науке о менеджменте
Понятие и сущность менеджмента. Менеджмент как особый вид человеческой деятельности. Различные подходы к определению понятия «менеджмент». Системный, комплексный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте. Менеджмент как деятельность по реализации основных функций управления. Функции менеджмента с позиций процессного управления.