Этапы становления менеджмента как научной дисциплины. Структура менеджмента. Виды менеджмента. Принципы менеджмента
Менеджмент – это процесс взаимодействия управленцев, использующих специальные технические средства, применяющих обусловленные методы воздействия на людей и процедуры принятия решений о направлениях деятельности и развития организации.
В этой связи менеджмент может рассматриваться как система, как совокупность взаимосвязанных элементов (людей и технических средств) закономерно взаимодействующих для достижения цели. Для эффективного функционирования системы важны все ее компоненты. Если какой-либо из элементов будет пропущен или в недостаточной мере задействован, то вся система будет функционировать с нарушениями и сбоями. Применительно к менеджменту это означает, что при формировании системы управления на предприятии должное внимание должно уделяться всем категориям теории управления и компонентам практики управления.
Менеджмент, как систему можно представить следующим образом:
М ,
где З – законы менеджмента;
Ц – цели менеджмента;
П – принципы управления;
Ф – функции управления;
М – методы управления;
С - связующие процессы управления (коммуникации и принятия решений);
К – кадры менеджмента;
О – организационные структуры управления;
Т – техника управления;
Тех – технология управления;
И – информация;
S – стиль управления
Виды менеджмента
Управленческая деятельность многопланова и осуществляется в различных сферах экономики на разных уровнях управления.
Менеджмент классифицируется по двум признакам: уровням (микро- и макроэкономика) и сферам его применения.
Применительно к управлению экономикой страны в целом различают два уровня менеджмента:общий и производственный.
Общий менеджмент –это управление макроэкономическими процессами. Цели общего менеджмента:устойчивый рост экономики, сдерживание инфляции, минимизация безработицы, положительное сальдо внешнеторгового баланса (и платежного баланса страны).
В рамках общего менеджмента выделяют:а) инновационный менеджмент (управление нововведениями); б) стратегический менеджмент (разработка стратегий развития); в) практический менеджмент (повседневная управленческая деятельность).
Производственный менеджмент – это управление предприятием. Основными направлениямипроизводственного менеджмента являются: технологический менеджмент (управление процессами выпуска продукции); маркетинговый менеджмент (управление продажами); финансовый менеджмент (управление капиталом). Иногда выделяют операционный менеджмент (календарное планирование и диспетчирование).
В самостоятельную сферу управленческой деятельности выделились: менеджмент персонала (управление кадрами) и коммуникационный менеджмент (управление распространением информации в организации).
В рамках производственного менеджмента (управления предприятием) в свою очередь можно выделить три уровня управления: высший, средний и низший.
Высшийуровень – это дирекция предприятия, которая обеспечивает выбор целей и стратегий его развития.
Среднийуровень – начальники цехов и главные специалисты. Они обеспечивают проведение в жизнь политики руководства и доведение заданий до цехов и отделов.
Низшийуровень – это мастера и бригадиры. Они организуют непосредственное выполнение планов и заданий.
Принципы управления
Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, политической организации.
Принципы управления – это правила и положения, соблюдение которых способствует успеху управленческой деятельности. Они обусловлены законами и закономерностями менеджмента и отражают характер производственных отношений в обществе.
В рыночной экономике менеджмент базируется на следующих принципах: право собственности на все виды имущества, экономическое самоопределение личности, экономическая свобода товаропроизводителей и продавцов (в рамках закона).
В литературе сформулированы и описаны десятки и сотни принципов управления.
Все принципы можно объединить в несколько групп:
- общие принципы (плановость, ориентация на потребности клиентов, прибыльность, инновативность, компьютеризация, структурные перестройки и другие);
- принципы, определяющие взаимоотношения между работниками (принципы управления людьми);
- принципы реализации основных функций управления (принципы планирования, принципы организации и т.п.);
- принципы (требования) поведения руководителя;
- принципы развития организаций (например 23 принципа JBM);
- принципы, сформулированные классиками науки управления (Ф. У. Тейлором, А. Файолем, Э. Эмерсоном).
В качестве примера приведем фундаментальные положения менеджмента, сформулированные Э. Эмерсоном :
- подчиненный должен расширять и продолжать личность начальника;
- начальник нужен лишь для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;
- компетентные специалисты должны формулировать основные принципы дела, обучать всех и каждого их применению и следить за всеми нарушениями;
- каждая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;
- каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире.